![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Коммуникативная личность
1. Коммуникативный человек (коммуникатор) – это производитель (передатчик) и потребитель (приемник) информации в знаковой (изображения, символы, индексы) форме. Производство и потребление вербальной информации происходит в двух видах устной и письменной коммуникации. «Устный коммуникатор» говорит и слушает, «коммуникатор письменный» пишет и читает. Кроме того человек производит и потребляет невербальную информацию. Каждый из этих процессов представляет собой специфическую коммуникативную деятельность. Типология коммуникаторов может производиться по количественной выраженности (например, в затратах времени) четырех подвидов деятельности – речи, слушания, письма, чтения. Нормальный коммуникатор должен на все эти виды затрачивать определенное время, но вес его у каждого человека различен в разных условиях. Учащийся на занятиях больше слушает, а преподаватель больше говорит, а за компьютером и тот, и другой читают и пишут. 2. Коммуникативная личность обладает индивидуальным биосоциальным своеобразием. Она складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения). Внутренняя подсистема коммуникативной личности включает в себя: - цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»; - коммуникативные способости и возможности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»); - знания как освоенная информация («коммуникативное знаю»); - коммуникативные умения и навыки для осуществления коммуникации («коммуникативное умею»). 3. Коммуникативные потребности связаны с тем, что человек как живое существо представляет собой динамическую саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Саморегулирование направлено на сохранение устойчивости при изменении внешней или внутренней среды. Например, если становится холоднее, мы одеваемся в более «теплую» одежду. Если начинаем испытывать чувство жажды, то утоляем ее. Таким образом, возникает и реализуется потребность в тепле и жидкости. И в том, и другом случае человек получает информацию извне или от самого организма об отклонениях от нормы и принимает меры для того, чтобы сохранить устойчивость своего нормального существования. Коммуникативная потребность – это необходимость получения сообщений от других людей, от СМК для поддержания себя в норме или в желаемом состоянии, об устранении отклонений от нормы или – преодоления возникающих рассогласований, осмысливаемых нервной системой и сознанием. Обращение личности к носителям информации является процессом удовлетворения коммуникативных потребностей, которые в свою очередь связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей. Чаще всего используют типологию потребностей А. Маслоу, на основе которой строятся мотивы получения информации: 1) поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем; 2) поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация); 3) выяснение условий жизни других, приспособление к выполнению индивидуальных ролей, социальное общение (интеграция и социальное взаимодействие); 4) развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнение свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей. Отсюда следует многобразие мотивов обращения к средствам информации. Они основаны на ожидании, что потребности будут удовлетворены. После обращения человек оценивает положительно или отрицательно полученную информацию. 4. Коммуникативное поведение включает в себя - коммуникативные стратегию, тактику и действия. Коммуникативная стратегия – это схема поведения, рассчитанная на достижение долговременных и важных целей личности. Коммуникативная тактика – это совокупность действий по реализации стратегии. Коммуникативные действия включают в себя отдельные речевые, письменные и другие акты. 5. Коммуникативная компетентность личности – это совокупность знаний теории коммуникации и уровень умений в использованиии технологий устных и письменных вербальных, а также невербальных коммуникаций.
|