Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы осуществления функций государства.
Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы. В литературе под формами осуществления функций государства понимают: во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, однородную по своим признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. В первом случае к формам осуществления функций государства относят законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную деятельность. Однако с такой точкой зрения согласны не все правоведы. Некоторые считают, что в данном случае учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти. Во втором случае выделяют правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. К правовым формам реализации функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность. Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативных правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по реализации законов и подзаконных нормативных правовых актов путем издания актов применения права. Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, связанную с повседневной работой по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. Правоохранительная деятельность – это властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. В последнее время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.д. Обычно в литературе об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую. Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (бухгалтерский учет, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения и т.п.). Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и т.д.) Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.4. Государственный аппарат: понятие, признаки, структура В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы. Хотя существует иная точка зрения, согласно которой понятие «государственный аппарат» имеет два смысла - широкий и более узкий. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на совокупность всех государственных органов идентичен понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле понятие «государственный аппарат» используется в науке административного права. Механизм государства (государственный аппарат) можно понимать, как систему специальных органов и учреждений государства, посредством которых осуществляется управление обществом и защита его основных интересов. Изучение понятия механизма государства определяется раскрытием его характерных или признаков, которые помогают отличать это понятие от негосударственных структур в политической системе общества и от отдельных государственных органов. · - система государственных органов строится и функционирует на основе принципов, закрепленных в Конституции и иных законодательных актах; · все государственные органы, учреждения объединяются между собой по принципу жесткой иерархической связи; · сетью органов и учреждений государства охватывается вся его территория; · механизм государства тесно связан с функциями государства. Между ними существует тесная связь. Так, функции реализуются через государственный механизм, который, в свою очередь, зависит от того, какие функции выполняет государство. Именно функции государства определяют структуру, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государственного аппарата (правоохранительная функция, социальная, культурная и т.д.); · для обеспечения своей деятельности государственный аппарат обладает необходимыми материальными средствами, без которых не может функционировать ни одно государство; · практически деятельность механизма государства осуществляется корпусом профессиональных управленцев-чиновников. Таким образом, механизм современного государства - это пронизанная едиными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов и учреждений, обладающих определенной компетенцией, осуществляющая задачи и функции государства. Структура механизма государства включает в себя: · государственные органы; · государственные учреждения и организации, которые не обладают властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; · государственных служащих, специально занимающихся управлением; · организационные и финансовые средства, а также принудительную силу (армия, полиция, тюрьмы и т.д.), необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
|