![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систематизация нормативных правовых актов.
С истематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию правовых норм. При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определенным основаниям. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. В настоящее время используются три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация. Кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов, при котором производится переработка их содержания и издается единый, логически и юридически цельный нормативный правовой акт. В этом случае устаревшие нормы устраняются или заменяются новыми, ликвидируются пробелы в законодательстве путем издания новых норм. Кодифицированный нормативный акт содержит правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, и имеет, как правило, сложную структуру. Для кодификации характерны следующие черты: 1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; 2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; 3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; 4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок; 5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; 6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу (сферу) общественных отношений. Устав – систематизированный акт, объединяющий нормы, регулирующие порядок деятельности государственных органов, предприятий учреждений, объединений в определенной сфере.(Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Устав железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.). Положение – правовой акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, определенный статус и порядок деятельности (положение о министерствах, государственных комитетах). Правила – кодификационный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок какого-либо вида деятельности, конкретизирующий нормы более общего характера (Правила дорожного движения). Инкорпорация – вид систематизации, при котором осуществляется объединение действующих нормативных правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Объединение может быть по тематическому принципу, по хронологическому. Для инкорпорации характерны следующие черты: 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер; Официальная инкорпорация предполагает издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе (сборники, подготовленные группой ученых, специалистов-практиков по определенным сферам регулирования). Сборник нормативных правовых актов о предпринимательстве. 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 4) нормативные акты могут подвергаться внешней обработке; 5) внешняя обработка заключается в том, что: а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. Консолидация – вид систематизации, при котором происходит объединение нескольких нормативных правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативный правовой акт без изменения содержания. Для консолидации характерны следующие черты: 1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); 2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Консолидация содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидация используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. Некоторые авторы (Дробязко С.Г.) выделяют в качестве самостоятельного вида систематизации свод законов. Свод законов – полное систематизированное собрание, объединяющее законодательные акты РБ (ст.1 Закона о нормативных правовых актах РБ).
|