Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и метод правового регулирования.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов: 1) субъекты общественных отношений (индивидуальные и коллективные); 2) содержание общественных отношений – сюда входит поведение людей, их действия; 3) объекты общественных отношений – это те предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей; 4) социальные факты, т.е. события и жизненные обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Поскольку общественные отношения разнообразны и могут регулироваться различными способами, появилась необходимость в дополнительном критерии. В качестве такого дополнительного критерия выступил метод правового регулирования. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «Что регулируется?», то метод правового регулирования отвечает на вопрос «Как регулируется?». Метод правового регулирования зависит от воли и желания людей, а значит, является субъективным и формально юридическим. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Структура метода правового регулирования включает в себя: 1) установление границ регулируемых отношений; 2) издание соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; 3) наделение субъектов правоспособностью и дееспособностью; 4) определение мер ответственности (принуждения) в случае нарушений предписаний нормативных правовых актов. Существует целая система методов правового регулирования. Среди них можно выделить следующие: 1) императивный, или авторитарный метод. Этот метод предполагает, что субъекты права выступают в отношении друг друга на условиях соподчинения. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве; 2) диспозитивный, или метод автономии. Он предоставляет возможность участникам правоотношений самим самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. действовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод применяется в гражданском, семейном, наследственном праве. 3) поощрительный, т.е. метод стимулирования. Указанный метод характерен в основном для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации и т.д. 4) рекомендательный метод заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Данный метод нашел свое применение, например, в аграрном праве. 5) в качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей в разных сочетаниях. Все методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать. Предмет правового регулирования является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования.
|