Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правопорядок и общественный порядок.
* * * 1. Законность - это порядок (режим) государственной и общественной жизни, при котором все субъекты реализации и применения права точно, постоянно и равно следуют предписаниям норм, содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах, и неукоснительно исполняют акты применения права. Важнейшей характеристикой законности должна быть ее деидеологизированность, вернее внепартийность. Поэтому Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от понятия «социалистическая законность», провозгласив равенство всех субъектов права перед законом (часть 1 ст. 19), а высшей ценностью - человека, его права и свободы (ст. 2). Обеспечение законности и правопорядка находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (пункт «б» части 1 ст. 72). Провозглашены единая конституционная законность на всей территории страны (часть 1 ст. 15) и главенство федеральной законности (часть 5 ст. 76). Содержание законности составляют: а) сами нормативные правовые акты; б) порядок их реализации и применения. Можно также утверждать, что содержание законности выявляется посредством элементов механизма правового регулирования, особенно на стадии реализации субъективных прав и обязанностей, и в процессе функционирования механизма государства, в частности, государственного аппарата. Это становится очевидным, если сравнивать законность, декларируемую и отражаемую в официальных правовых актах и законность реальную, - возможно большее их сближение должно находиться в центре внимания государства, стремящегося быть правовым (подробно об этом будет сказано в теме 22). Принципы законности – это ее основополагающие идеи и требования. В учебной и монографической литературе приводится различное количество принципов законности. По нашему мнению целесообразно выделить следующие принципы: 1) единство законности; 2) всеобщность требования исполнять законы; 3) непротивопоставление законности и целесообразности; 4) неотвратимость ответственности за нарушение законности; 5) связь законности и культурности; 6) верховенство закона. 2. Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития систему условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии (А.Б. Лисюткин). Существуют экономические, политические, идеологические, общественные и собственно юридические гарантии обеспечения законности. Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве специальные способы и средства, направленные на предупреждение, пресечение и устранение нарушений законности. Отметим следующие из них: - совершенствование законодательства; - надзорно-контрольные мероприятия (контроль законодательных органов, контроль управленческих органов, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор); - меры защиты (те меры, которые ведут к восстановлению нарушенных прав); - меры ответственности; - формирование правового сознания и правовой культуры. 3. Государственная дисциплина - это проявление законности и правопорядка в процессе текущего функционирования всех социальных структур и в обыденной жизни людей, включенных в систему власти и подчинения. Разновидностей государственной дисциплины столько, сколько проявлений государственно-организованной жизнедеятельности общества и людей, - отсюда служебная, воинская, трудовая и т.д., " дисциплина". Многие специализированные государственные органы имеют свои дисциплинарные регламенты-уставы. В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности, и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов. Законность предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (представительных органов, управления, суда, прокуратуры, ФСБ, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо. 4. Правопорядок - это реализованная, действительная, а не декларируемая законность, фактическое состояние урегулированных правом общественных отношений. Идеал - ненарушаемый правопорядок, абсолютная законность, характеризующиеся полным отсутствием каких бы то ни было правонарушений. Это совершенно нереально, но поддерживать приемлемый для общества уровень правопорядка - задача решаемая. Правопорядок выступает одновременно и как цель государственного управления, и как средство разрешения стоящих перед государством проблем. Как и применительно к законности, правопорядок предполагает фактическое исполнение субъектами правоотношений их юридических обязанностей и осуществление (использование) ими своих прав. Правопорядок - явление, производное от общей политики государства, а конкретно - результат правовой политики, которая, в свою очередь, предопределяет: а) содержание и интенсивность правотворчества; б) содержание и характер правоприменения. Производными от правопорядка и правовой политики являются уголовная политика и политика в области исполнения наказаний (уголовно-исполнительная политика). Общественный порядок в широком смысле охватывает правопорядок, порядок в общественных отношениях, урегулированных не только правовыми, но и всеми социальными нормами. Общественный порядок в узком (милицейском, полицейском) смысле - это порядок в общественных местах. В целом же однозначного и общепризнанного понимания конкретного содержания общественного порядка не существует, что создает большие трудности в работе правоохранительных органов. Общественная безопасность – понятие тесно связанное с понятием общественного порядка. Она предполагает безопасность в сферах дорожного движения, пожарной безопасности и обращения с объектами так называемой разрешительной системы. Закон от 5 марта 1992 г. «О безопасности» расширил данное понятие. Согласно этому Закону, «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз…», а «К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность». Факторами, способствующими законности и правопорядку, являются факторы формальные и факторы содержательные. Факторы формальные: качество норм, нормативных правовых актов и актов применения права, а также профессионализм их официального толкования. Факторы содержательные: экономические, политические, социально-психологические, организационно-управленческие, в том числе кадровые, и другие. Важно, что все факторы исторически изменчивы и действуют неравномерно, а зачастую - разнонаправлено и ситуативно. Особенно это проявляется в периоды кризисного развития общества и государства, - именно такой период в настоящее время переживает Россия. Несмотря на широкую употребимость, термины «общественный порядок», «охрана общественного порядка» законодательного и устоявшегося доктринального толкования не имеют. Лекция 23 Основные правовые системы современности.
|