Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственно-правовая и международно-правовая защита






прав и свобод человека. Концепция национальной безопасности РФ

о международном сотрудничестве в области борьбы с транснацио-

нальной преступностью.

* * *

1. Наиболее распространенное понятие личности - обыденное: лич­ность - это человек вообще, в том смысле, что это не животное и не, например, человекоподобный робот. Но уже на обыденном уровне осо­знается, что личность - не просто человек как особый представитель животного мира (homo sapiens), а нечто более значимое, - ведь не назо­вут же личностью человеческого детеныша. И действительно, человек как личность является продуктом не столько биологического, сколько социального развития (социализации).

В целом же, по определению «Словаря русского языка», личность -это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Данное определение весьма значимо для юрис­тов. Самое общее - философское - определение личности принадлежит К. Марксу: личность есть «совокупность всех общественных отношений». Вступая в самые различные отношения с другими людьми, человек вы­ступает одновременно во многих социальных ролях. Человека делает личностью его социальное общение, его социальная микро- и макро­среда, и он сам влияет на окружающую его среду.

Правовые понятия: «личность как субъект правоотношений», «как граж­данин» или, более широко, «как участник политико-правового процесса». Для нас принципиально важны проблемы правового положения лично­сти и гражданства человека.

Конституция содержит специальную и очень основательную главу, подробно излагающую общие принципы правового положения личнос­ти и развернутый перечень конкретных прав, свобод и обязанностей че­ловека и гражданина (глава 2, включающая в себя 48 статей). Важно, что статья 18 Конституции гласит: «Права и свободы человека и граж­данина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечива­ются правосудием».

Права и свободы гражданина (личности) подразделяются на личные не­имуществен-ные (например, право на жизнь), личные имущественные (на­пример, право частной собственности), политические (например, право из­бирать и быть избранными в органы государственной власти), экономиче­ские (например, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию), гражданские (например, право на гражданство) и права в области отправления правосудия (напри­мер, право на презумпцию невиновности). - Подробнее эти вопросы, как и вопросы гражданства, будут изучаться в курсе конституционного права.

2. Правовое положение личности - это установленная законом и признаваемая государством совокупность прав, свобод и обязанностей человека (гражданина, поданного). Следует различать формальное и ре­альное правовое положение личности. Сейчас все более преобладает концепция естественного происхожде­ния основ правового положения личности и неотчуждаемости основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Российская Федерация признает исходные, базовые международные правовые акты на этот счет. Вот они: - Всеобщая декларация прав человека (декабрь 1948 г.); - Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (декабрь 1966 г.); - Международный Пакт о гражданских и политических правах (де­кабрь 1966 г.), - к ним мы - СССР - присоединились в 1976 году. Концептуальное значение в этом аспекте имеет Европейская Конвенция по правам человека.

Нормы названных и других международных правовых актов, при­знанных Россией, Конституция Российской Федерации предписала считать «составной частью ее правовой системы»; больше того: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж­дународного договора» (часть 4 ст. 15).

3. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: 1-е – это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в ходе первых буржуазных революций и закрепленных в известных Декларациях; 2-е – социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей. Они нашли свое отражение в документах ООН; 3-е – коллективные права (право народов на мир, безопасность, независимость, территориальную целостность и т.д.). История становления системы прав, свобод и обязанностей гражда­нина очень поучительна и должна быть хорошо известна юристам. Ха­рактерный пример: статья I Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Начало Декларации независимости США 1776 г.: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди со­зданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами». Конституция Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 17): «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и граж­данина не должно нарушать права и свободы других лиц». Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное претворить их в жизнь. Поэтому важнейшая задача заключается в том, чтобы в ходе демократических преобразований наполнить перечисленные в Декларации и Конституции права необходимым жизненным содержанием.

4. Согласно Конституции РФ, многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Государство же есть инструмент претворения в жизнь суверенной воли народа. Юридическую основу рассматриваемого явления составляют нормы Конституции РФ и конституций республик в ее составе, федеральные конституционные и иные законы, закрепляющие свободу и права личности, а также обязанности государства, государственных органов и должностных лиц по реализации целей и задач государства, выражению воли и защите интересов народа, обеспечению и охране прав человека и гражданина. Конституция устанавливает меру взаимной ответственности и свободы государства и личности, определяет пределы государственного вторжения в сферу жизнедеятельности индивида, а также границы индивидуальной автономии личности. Конституция РФ предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.45). В Концепции национальной безопасности РФ подчеркивается: «Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина… Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны». Далее отмечается: «Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения». «Приоритетное значение, - подчеркивается в Концепции, - имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност-ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств».

 

Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы

Курсовая работа – одна из важнейших форм самостоятельной изучения студентами научной литературы, нормативного материала. Она дает возможность пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, оценивать общественные явления и процессы.

Выполнение курсовой работы помогает студентам вырабатывать навыки логического анализа содержания монографических работ, значительного объема правовых актов, учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, возможности высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы, что имеет важное значение для юриста и в конечном счете направлено на более глубокое и прочное усвоение программного материала.

Курсовая работа, кроме того, является одной из форм контроля знаний со стороны преподавателей за учебой студентов, позволяет проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, а также отношение к изучаемому предмету.

I. Цели и общие требования, предъявляемые к

курсовой работе

Основными целями написания курсовой работы являются: расширение и углубление знаний в каком-либо конкретном вопросе, выработка приемов и навыков в анализе теоретического и практического материала, а также обучение логичному, правильному, ясному, последовательному и краткому изложению своих мыслей в письменной форме, направленных на раскрытие выбранной темы.

Наряду с этим написание курсовой работы преследует и профессионально-ориентационные цели. Она, в частности, нацеливает студентов на выявление связи теоретических положений с практикой, на поиск оптимальных практических решений.

Первой курсовой работой, которую выполняет студент юридического вуза (факультета) является курсовая работа по теории государства и права. Овладение методикой теоретических исследований на данном этапе позволяет обучаемым в дальнейшем, в исследованиях отраслевых юридических наук (конституционного, гражданского, уголовного права и т.д.), подводить методологическую основу для изучения практических вопросов той или иной отрасли права, наполнять конкретным содержанием элементы системных представлений о юридических науках.

Защита курсовой работы имеет своей целью выработку речевых и ораторских навыков профессионального общения будущих юристов, развитие их профессионально-юридического мировоззрения.

Общие требования, предъявляемые к курсовой работе можно сформулировать следующим образом:

1) она должна представлять собой самостоятельное исследование одной из актуальных проблем юридической науки. Работы, выполненные не самостоятельно, будут возвращаться авторам с резолюцией научного руководителя о написании новой курсовой работы по другой теме или существенной переработки работы, представленной на проверку;

2) основой для написания курсовых работ должны служить современные теоретические знания, соответствующие правовые концепции, взгляды различных ученых;

3) источниковая база исследования должна формироваться на основе специальной юридической литературы (монографии, научные статьи, тезисы и т.д.), из всей совокупности нормативных актов, затрагивающих положение исследуемой темы, актов применения и толкования права (в качестве иллюстраций отдельных положений), справочно-информационного, статистического материала;

4) план и материалы, изложенные в курсовой работе, должны раскрывать заявленную тему, а ее содержание должно быть правильно, четко и последовательно изложено, со ссылками на использованные источники;

5) оформление курсовой работы должно соответствовать всем необходимым требованиям государственного стандарта (см. приложения 1-4);

6)курсовая работа предоставляется на проверку либо в машинописном (компьютерном) варианте объемом 22-25 страниц на белых листах стандартного формата А-4, либо в рукописном варианте объемом 30-35 страниц;

7)каждый лист имеет поля с левой стороны 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу - 20 мм.;

8) сокращения в тексте работы (кроме общепринятых) и оформление работы цветной пастой недопустимы.

II. Характеристика основных этапов написания курсовой работы

Принято выделять следующие основные этапы написания курсовой работы:

1) выбор темы;

2) консультации научного руководителя;

3) составление плана курсовой работы;

4) сбор материала;

5) работа с источниками, основные методы исследования;

6) написание текста курсовой работы;

7) оформление рукописи.

1. Выбор темы

По общему правилу написание курсовых работ начинается с выбора темы. Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедрах и самостоятельно выбирают себе из предложенного списка тему курсовой работы. Студент может сам предложить тему для написания курсовой работы, не указанную в примерном перечне, согласовав ее с научным руководителем. Она должна быть определена в пределах учебного плана курса.

 

2. Консультации научного руководителя

Научный руководитель закрепляется из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и осуществляет консультации на всех этапах выполнения курсовой работы:

1) он оказывает помощь в выборе темы исследования;

2) помогает в составлении и корректировке плана (оглавления);

3) систематически проводит в установленное заранее время консультации;

4) контролирует ход выполнения работы;

5) пишет на представленную к проверке курсовую работу отзыв;

6) в качестве научного руководителя принимает защиту курсовой работы.

3. Составление плана курсовой работы

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для студента время.

В рабочем плане курсовой работы следует указать разделы: введение, основную часть, состоящую из глав с параграфами или разделов (без параграфов), заключение, список использованной литературы, а также графики, таблицы и другие материалы, оформленные в виде приложений.

Необходимо учесть, что основная часть курсовой работы (в Оглавлении слова «Основная часть» не указываются) состоит обычно из 2-3 разделов или глав. Первый раздел посвящен теоретико-методологическим вопросам изучения данной темы, истории возникновения и развития исследуемого явления, процесса, идеи. Второй раздел посвящен изучению вопросов, раскрывающих сущность самой темы, ее современной интерпретации, а третий раздел может быть посвящен развитию одного из понравившихся автору практических вопросов.

Желательно, чтобы объем каждого раздела, главы варьировался в пределах от 5 до 12 машинописных страниц, а объем каждого параграфа был не менее 2, но не более 5 страниц машинописного текста. Делать план громоздким, состоящим из 20-30 разделов, не следует, это является ошибкой.

Разработанный план студент представляет научному руководителю и с учетом сделанных им замечаний и предложений план корректируется и уточняется. Причем коррективы в план могут вноситься на любом этапе исследования, необходимо только их согласовать с научным руководителем.

Следует учесть, что от того насколько качественно отработан план, зависят сроки выполнения работы.

4. Сбор материала

Подборка и анализ источников один из наиболее трудоемких этапов работы и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности будущих юристов.

На этапе сбора материала каждый студент должен выявить возможное и доступное ему количество основной и вспомогательной литературы, нормативных и других источников. В этом ему помогут определенные знания библиографии и правила работы с ней.

Поиск источников обычно начинается работой с каталогами. В библиотеке института, как и в других библиотеках, используются каталоги двух видов: систематические (предметные) и алфавитные. В систематическом каталоге карточки с названиями источников располагаются по отраслям знаний, а в пределах каждой отрасли - по отдельным темам.

Алфавитный каталог содержит описание всего книжного фонда библиотеки, составленного в алфавитном порядке. Искать источник по данному каталогу следует по фамилии автора или названию издания, если фамилия автора не указана на титульном листе. Например, если книга написана коллективом авторов и фамилия одного из них не обозначена на титульном листе, то искать в алфавитном каталоге необходимо по первой букве, с которой начинается заглавие книги.

Рекомендуется подбирать в первую очередь литературу за последние 3-5 лет, поскольку в ней отражены последние научные достижения по данной проблеме, современное законодательство. Использование литературных и иных источников прежних лет должно быть скорректировано применительно к современному законодательству и более поздним взглядам ученых и практических работников.

Помимо этого, указание на литературные источники по исследуемой теме можно встретить в сносках и списке использованной литературы уже изданных печатных работ.

Поиск научных статей осуществляется просмотром последнего или первого номера соответствующего журнала за текущий год, в котором, как правило, помещается указатель опубликованных в данном журнале всех статей за год. В первую очередь необходимо ознакомиться с публикациями таких научных журналов как «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция», «Журнал Российского права», «Вестник Конституционного Суда», «Право и экономика», «Российский юридический журнал», «Человек и закон», «Человек: преступление и наказание», «Законность», «Вестник Московского университета» Серия //. «Право», «Законность» и др. и выписать статьи, имеющие отношение к исследуемой теме.

Необходимо так же использовать такие библиографические издания, как «Указатель ИНИОН РАН (Серия «Государство и право»), «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей».

Необходимый для курсовой работы статистический и фактический материал можно найти в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», в органах внутренних дел, юстиции, прокуратуры, архивах соответствующего профиля и других государственных учреждениях.

 

5. Работа с источниками. Основные методы исследования

Важным этапом подготовки курсового исследования является работа с книгами, документами и материалами юридической практики. Знакомиться с проблемой сначала необходимо по учебникам и учебным пособиям, затем необходимо перейти к изучению специальной (научной) литературы, законодательства, материалов прессы и правоприменительной практики, других документов.

При конспектировании работы следует тщательно отбирать и осмысливать материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы. В конспекте полезно отмечать, в какой части ис­пользован тот или иной материал или положение, разви­ваемое в прочитанном источнике.

При изучении литературы необходимо обращаться к раз­личным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных слов и терминов.

Существует два вида записей при конспектировании цитаты и заметки.

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста, при­водимая для подтверждения излагаемой мысли.

Второй способ конспектирования - заметки или свобод­ное цитирование. Данный вид работы предполагает свободное изложение мысли автора книги и отношение к ним со сторо­ны исследователя.

Конспект должен быть сжатым пересказом мысли автора.

Характер и объем изучения законодательства и обобщения материалов юридической практики определяются темой и направленностью курсовой работы, ее структурой и планом.

Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного и не включение второстепенного материала в содержание работы зависят от правильного выбора методики исследования.

Основными научными методами исследования являются метод анализа и синтеза. Анализ позволяет сложное явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов. Синтез же позволяет сравнивать систему, явление, когда отдельным элементам придаются количественные показатели и они рассматриваются в едином целом, Это дает возможность автору курсовой работы сделать правильные собственные оценки рассматриваемым явлениям, что очень ценно в курсовой работе.

6. Написание текста курсовой работы

Курсовая работа должна быть написана ее исполнителем самостоятельно. В ней недопустимы компиляции, использо­вание цитат и точек зрения других авторов без указания источников, из которых цитаты и высказывания взяты.

Существуют определенные общепринятые методические приемы, которых необходимо придерживаться в любой исследовательской работе, в том числе и при выполнении курсовых работ.

Во-первых, предложения должны быть краткими и ясными. При изложении чернового варианта работы необходимо оставлять поля, причем крайне важно, чтобы они были достаточно широкими, занимали до одной трети ширины страницы, это нужно для того, чтобы можно было сделать исправления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера, поменять последовательность некоторых предложений и т.п. Писать следует только на одной стороне листа.

Во-вторых, в исследованиях принято писать от первого лица множественного числа: «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица: «автор», «по мнению автора».

В-третьих, при пользовании цитатами нужно соблюдать определенные правила:

а) цитаты должны быть точными и неискаженными;

б) критикуя то или иное теоретическое положение, студент должен проявлять определенный такт и уважение к авторам указанных работ;

в) нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, не посмотрев, в связи с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относится и т.д.;

г) при свободном цитировании своими словами важно, чтобы четко была передана мысль автора.

В раскрытии содержания темы важно учитывать особенности каждого раздела работы.

Так, например, во Введении обосновывается актуальность темы, определяется цель курсовой работы и ее основные задачи, методология проблемы, дается характеристика используемых источников и литературы. Объем введения 2-3 страницы.

Основная часть курсовой работы должна состоять из обзорной части, где излагается процесс исследования (хронология) и содержательной, в которой отражается методика исследования, достигнутые результаты и выводы. Все вспомогательные материалы (таблицы, схемы и т.д.) оформляются в приложении. В конце каждой главы (раздела) формируются краткие выводы. Объем основной части 20-22 машинописные страницы.

В Заключении автор курсовой работы подводит итог проведенного исследования, обобщенно излагает выводы по основным проблемам, формулирует практические предложения. Объем заключения 2-4 страницы.

 

7. Оформление рукописи и общепринятые сокращения

Немаловажную роль в подготовке курсовой работы играет ее оформление. Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями.

Следующей страницей курсовой работы оформляется План (Оглавление).

Текст основной части работы должен быть вычитан и отредактирован, его следует печатать через 2 интервала (при печати на печатающей машинке), а на компьютере – через 1, 5 интервала, соблюдая требования делопроизводства. На странице располагается 28-30 строк, в строке 62-65 знаков, включая пробелы.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, но указывается в тексте со второй страницы (т.е. с Оглавления) и до последней. Объем работы исчисляется с титульного листа до последней страницы основной части (список использованной литературы и приложения в подсчете объема работы не учитываются).

Особо следует уяснить и соблюдать требования, которые предъявляются к оформлению научного аппарата работы. Необходимо знать основные правила оформления ссылок на цитируемые работы, приводимые примеры и т.п. В процессе написания курсовой работы студент должен делать ссылки на все литературные и другие источники.

Буквальное цитирование должно сопровождаться ссылкой в нижней (подстрочной) части страницы, отделенной от ее основного текста чертой. В ссылке указывается:

а) порядковый номер ссылки (1, 2, 3,...);

б) фамилия и инициалы автора,

в) полное название книги или статьи;

г) место и год издания;

д ) страница, на которой помещена цитата.

Ссылка на статью из научного журнала оформляется следующим образом:

а) фамилия и инициалы автора;

б) название статьи;

в) помещается знак //, который показывает, что данная статья размещена в журнале (сборнике);

г) название журнала;

д) год издания;

е) порядковый номер за год;

ж) номер страницы статьи, на которой размещена цитата, мысль автора.

При первом упоминании о нормативном правовом акте в тексте на него оформляется сноска, в которой указывается его полное наименование, название акта, кем и когда был принят, а после знака // указывается еще и официальный источник, в котором он опубликован (кроме Конституции и кодексов).

Введение, каждая глава (кроме параграфов), Заключение начинаются отдельной страницей. В тексте курсовой работы обязательно воспроизводится наименование глав (параграфов), которые пишутся заглавными буквами.

Список использованных источников и литературы должен включать источники и литературу, которые использовал студент в ходе подготовки и написания курсовой работы, и составлять не менее 20-25 наименований. Должен быть соблюден порядок расположения нормативных документов в соответствии с юридической силой акта: Конституция Российской Федерации, международные договоры РФ, Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, нормативные акты государственных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления, далее – ненормативные правовые акты. А внутри каждой из указанных групп документов проводится систематизация по хронологии. Ведомственные документы приводятся по официальным изданиям соответствующих ведомств.

Акты дореволюционного времени приводятся по соответствующим официальным изданиям.

Иностранная литература указывается на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка.

Иностранные источники располагают в алфавитном порядке, причем сначала перечисляется литература на языках, в основе которых лежит латиница, затем - кириллица.

Заглавия работ латинским шрифтом могут быть написаны от руки печатными буквами.

Библиографию целесообразно сгруппировать по разделам:

1. Нормативные акты.

2. Научная литература (в алфавитном порядке).

3. Судебная практика и неопубликованные документы.

III. Защита курсовой работы

Проверенная, начисто переписанная и сброшюрованная курсовая работа подписывается студентом и передается методисту кафедры для регистрации. Научный руководитель после проверки курсовой работы пишет о ней отзыв, в котором отмечает сильные и слабые стороны работы, и на этом основании либо рекомендует ее к защите либо отправляет ее на доработку, либо указывает на необходимость написания новой работы. В процессе устной защиты студент должен изложить основные результаты проделанной работы. При выставлении оценки учитывается качество написанной работы и результат устной защиты.

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал