Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сопоставление Тихона и Бориса
а) Анализ письменных ответов учащихся на основе проверки домашнего задания. б) Какой предстает перед нами Тихон: ленивый, тупой, грубоватый купчик или глубоко страдающий, любящий человек? («Жаль мне смотреть-то на нее…». Слово учителя: Вспомним, что немилосердное «темное царство» отвергало по существу любые движения человеческого сердца, сковывало и подавляло любые проявления личностного начала. Даже самая слабая попытка усомниться в том, что Калинов – это и есть «обетованная земля», как утверждает Феклуша, подавлялись с беспощадной жестокостью. Вспомним и самое последнее слово, которым заканчивается пьеса: мучиться. Его произносит Тихон. Одно это заставляет нас более внимательно присмотреться к сыну богатой купчихи Кабановой. Так ли справедливо традиционное восприятие молодого Кабанова как «тупого и ленивого». Беседа с учащимися: – Как вы думаете, в начале пьесы Тихон любит Катерину? Как он к ней относится? (Жалеет, стремится облегчить ее участь, в самые напряженные моменты обнаруживает неожиданную тонкость чувств). – Где кульминация в пьесе? (Сцена признания Катерины). Чтение действия четвертого, явления шестого. Наблюдение за Тихоном и Катериной. – Что толкает Катерину на признание? (Действие четвертое, явления 3 – 6). – Как реагирует Тихон на признание Катерины? Обратите внимание на ремарки. (Он совершенно неожиданно для него самого и для всех окружающих хочет обнять ее). Почему? (Хочет защитить ее). Слово учителя: Так настает для него момент истины. Именно Тихону дано если не понять, то, уж, во всяком случае, почувствовать глубину переживаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее – умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова. Как это ни парадоксально звучит, но Тихон начинает ощущать нежность и даже любовь к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что теряет ее. Совсем недавно он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему… И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом – совершенно неожиданно для него – пробуждаются новые чувства. Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается мостик к началу пятого действия, где речь идет о событиях в доме Кабановых уже после покаяния Катерины. Становится ясно, что порыв Тихона обнять виновную жену после ее горького признания, был для него не случайным. – Что же происходит в душе молодого человека, узнавшего, что его не любят? Как он об этом рассказывает Кулигину? (Маменька поедом ест, жена тает как воск, плачет, а сам Тихон убивается, глядя на нее) Слово учителя: Подумайте, и это идет речь о жене, которая ему изменила! Теперь он другими глазами смотрит на Катерину. Тихон наконец-то увидел в ней человека – несчастного, страдающего, покаявшегося… В душе его зреет бунт. Он идет к этому бунту постепенно. Не только в конце пятого действия, но и в его начале он произносит осуждающие слова о матери. А по отношению к Катерине Тихон предстает перед нами любящим, добрым, трогательным. Вместо грубоватого и недалекого купчика, снисходительно посматривающего на молодую жену, перед нами появляется совсем иной человек, глубоко страдающий и тонко чувствующий. Разрушились оковы, искусственно стягивающие его человеческие чувства и душу, и он находит в себе, чтобы перед всеми выкрикнуть обвинение матери. Это уже не просто безотчетный порыв. Наконец-то он выговорил вслух то, что долго у него таилось в душе. Теперь горькое прозрение наступило и для него, он трижды прямо в лицо бросает грозной матери обличающее «вы!». в) Каким мы видим Бориса: эгоистичного, холодного, трусливого или любящего человека? («И он к ней жалость имеет…»). Слово учителя: Борис выглядит на первый взгляд эгоистом. Разве он не мог помочь Катерине? Даже Кудряш, которого мы считаем не очень эмоциональным, убежал с Варварой, чтобы спасти ее от матери. А Борис лишил Катерину последней надежды, когда не захотел взять с собой. Не является ли он тем самым человеком, который толкнул Катерину к гибели? Беседа с учащимися: – Почему Борис не взял Катерину с собою? (Церковный брак нерасторжим. Стать женой Бориса она не сможет. Мало этого, у нее и собственных-то документов никаких нет: по законам того времени дочь вписывалась в паспорт отца, жена – в паспорт мужа. Первая же полицейская проверка приведет к тому, что Катерину задержат и отправят по этапу домой, по месту жительства. Не исключено, что и самого Бориса обвинят в похищении чужой жены. Что же остается в такой ситуации ему делать? Рискнуть? Борис прекрасно понимает, какие лишения и опасности неминуемо подстерегают Катерину. – Понаблюдаем как меняется Борис, сравним два свидания Бориса и Катерины: первое и последнее (действие третье, явление третье; действие пятое, явление третье). Слово учителя: Во время первого свидания Борис, несмотря на клятвенные заверения, думает только об удовольствиях, которые сулят ему свидания с молодой женщиной. Он не хочет даже помыслить о том, к чему могут привести эти встречи. Узнав, что Тихон уехал на две недели, радуется. На последнем свидании слова как бы идут от сердца, они проникнуты грустью, мы видим, что он начал беспокоиться за Катерину. Собирается уезжать и говорит, что измучится дорогой, думая о ней. Первоначально, прощаясь с Катериной, уговаривал ее терпеть, а там стерпится и слюбится. И только в конце появляются гневные слова: «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!». В Борисе становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким переживаниям. Это почувствовал и Тихон. – Как относится Тихон к Борису? Учтите, что Борис – соперник. Докажите. (Сочувствует, говорит, что тот очень страдает, имеет жалость к Катерине; делает вывод, что он хороший человек). – Почему мы можем сказать, что Борис изменился? (Он думает теперь уже не о своих удовольствиях, а о судьбе Катерины). – Борис назвал себя «вольной птицей». Так ли это? (Это неправда: он сидит в тесной клетке, откуда ему не вырваться. Удалось только Катерине, но ценой жизни). 3. Каким мы видим Кулигина («Лучше уж стерпеть». Слово учителя: Никакой помощи и поддержки Катерина ни от кого получить не может. Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается, в конечном счете, одинокой и непонятной. Это относится и к Кулигину, нарисованным Островским с нескрываемой симпатией. В пьесе их линии ни разу не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина. Беседа с учащимися: – Где мы впервые встречаемся с Кулигиным? Как он себя называет? (Механик-самоучка). – Устное рисование. Каким вы себе его представляете? Слово учителя: Вместе с тем, в литературоведении уже было сделано обоснованное наблюдение, что и Кулигин – порождение все того же калиновского мира. Образ его явно проецируется не на будущее, а на прошлое. Взять хотя бы его чисто технические идеи: солнечные часы, о которых он мечтал, – изобретение, сделанное в глубокой древности, вечный двигатель – старательно придумывали в средние века, но уже в 18 веке стала ясна полная невозможность такого изобретения. Борис об этом знает и не хочет разочаровывать Кулигина. И в литературе симпатии механика-самоучки отданы прошлому – Ломоносову, Державину… Кулигин – типичный просветитель. Дикому он толкует о необходимости громоотвода и объясняет его устройство, обывателям рассказывает о благодетельности грозы. – Как реагирует Кулигин на угрозы Дикого? – Какую мы можем выделить черту, объединяющую всю группу, условно именуемую жертвами «темного царства»? (Примирение с невыносимым гнетом, покорное согласие с существовавшими условиями. Лишь один Тихон в финале пьесы предпринимает попытку бунта – да и то скорее всего бесплодную, если вспомнить ответную реплику Кабанихи). Слово учителя: Все же не только Варваре, но и Тихону, и Борису, и даже Кулигину совершенно не свойственен тот нравственный максимализм, который характерен для Катерины. Они сознательно или бессознательно склоняются к компромиссам, где жизнь требует сделать выбор. И все-таки характеры их сломлены, души опустошены. Именно в этом проявляется определенный замысел драматурга: именно на их фоне, а не только на фоне Дикого и Кабанихи, становится наиболее очевидным подлинный масштаб личности Катерины. Для нее совершенно неприемлемы принципы и советы, смысл которых сводится в конечном счете к мысли о необходимости жизненных уступок. – Как герои говорят о необходимости жизненных уступок? («Нечего делать, надо покориться», – говорит о себе Кулигин. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – убеждает Катерину Варвара. «Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай», – учит Тихон жену. «Эх, кабы сила!» – восклицает в отчаянии Борис. Слово учителя: Современник А.Н.Островского писатель П.И.Мельников-Печерский считал, что подлинным «лучом света в темном царстве» является Кулигин. – Согласны ли вы с писателем? Слово учителя: Покориться Катерина не может, скрывать ничего не умеет, пропускать мимо ушей оскорбления не хочет, а сила у нее есть. Поэтому именно она, а не кто-либо другой из действующих лиц, является лучом света в «темном царстве».
|