Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Работа над темой урока. 1. Работа над статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».






1. Работа над статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Слово учителя: После того, как «Гроза» в конце 1859 года была поставлена на сцене в Москве и Петербурге, а в начале следующего года опубликована, появилось несколько статей и рецензий, посвященных новому произведению А.Н.Островского. Среди них особо выделяется статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», появившаяся в журнале «Современник». Название статьи прямо перекликалось с его недавней статьей об Островском «Темное царство». Развивая эту мысль, Н.А.Добролюбов выдвинул и обосновал положение о зреющем протесте против «темного царства», о закономерности появления в жизни и литературе нового народного героя, отличающегося решительным и цельным характером. Статья была написана в 1860 году. Это был период подъема освободительного движения, когда революционеры-демократы верили в пробуждение народа, в близость крестьянской революции. Достаточно вспомнить решительные слова Н.А.Добролюбова, звучавшие как прямой призыв к открытой борьбе с мрачными силами «темного царства».

Комментированное чтение и составление плана с помощью учителя

1.«Гроза» – самое решительное произведение Островского» [25, 207].

2. «Характер Катерины, как он преисполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» [25, 334].

3. В чем видит Добролюбов силу характера Катерины и как объясняет критик «существенную необходимость его» для русской литературы того времени?

4. Основные этапы развития характера Катерины.

5. Трагедия Катерины – в столкновении с «темным царством», не способным ее понять.

6. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет примириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу» [25, 208].

7. Катерина – «луч света», разрушающий старые устои «темного царства».

Слово учителя: Особое вниманиекритик уделил финальной сцене, когда потрясенный Тихон восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете мучиться!» Драма заставляет думать «обо всей жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким – самоубийцам!» [25, 362].

2. Работа над статьей Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы»

Слово учителя: Прошло всего лишь несколько лет после появления статьи Добролюбова, как другой молодой критик – Д.И.Писарев, также принадлежащий к демократическому лагерю, вступил в прямую полемику со своим предшественником. В статье «Мотивы русской драмы» (1864) Д.И.Писарев попытался обосновать совершенно иную трактовку образа Катерины.

Комментированное чтение статьи

Задание учащимся: В чем заключаются принципиальные разногласия Писарева и Добролюбова? Как Писарев рассматривает образ Катерины? Составить тезисы ответа.

– Катерина выросла и воспитывалась в условиях патриархального семейного быта. Спрашивается, каким образом в «темном царстве» могло возникнуть столь «светлое явление»? «…воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…» [27, 368].

– Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий. Трагический конфликт сводится лишь к разряду «мелких неприятностей».

– Катерина не является «лучом света» прежде всего потому, что живет не по законам разума. Необходимым условием «светлого явления должен быть сильный и развитой ум; там, где нет этого свойства, там не может быть и светлых явлений» [27, 377].

– Противопоставление Катерины Базарову. Все симпатии Писарева отданы «базаровскому» типу, а Катерина отнесена к разряду «вечных детей» [27, 394].

Слово учителя: Принципиальный спор Д.И.Писарева с Н.А.Добролюбовым был обусловлен изменениями общественной обстановки в стране. Казалось бы, статьи написаны почти одновременно – на протяжении четырех лет. Да, только четыре года – но каких! Их разделил 1861 год, когда произошла отмена крепостного права. Вся русская жизнь в России в XIX веке делилась на предреформленную и пореформленную. Н.А.Добролюбов писал свою статью в условиях подъема общественного движения в России и на первое место выделял мысль о росте народного самосознания, которое должно неминуемо привести к изменению всей русской жизни. Д.И.Писарев же отвечал ему, когда обнаружилось, что революция не произошла, когда начался период реакции. Изменилась обстановка – изменилась и тактика. Вместо Катерины «лучом света» объявляется Базаров, жизнь и деятельность которого основаны на законах разума.

3. Диспут. Является ли Катерина «лучом света в темном царстве»? Чья трактовка образа вам ближе?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал