Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучению творчества А.Н.Островского






Изменения в подходах к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования обусловливают пересмотр организации их проверки в рамках изучаемой темы. Тематический балл, который отражает фактический уровень знаний и умений учащихся, должен быть выставлен по результатам тематической контрольной работы (письмо МОН Украины № 1/9-301 от 28.04.2006 года).

В связи с этим перед учителем стоит задача проведения подобных контрольных работ. Названную задачу приходится решать самостоятельно каждому учителю, отсюда – множество вариантов ее решения. В данном дипломе приводится пример комплексной работы, которая состоит из трех частей: I – вопросы, предполагающие развернутые ответы учащихся, II – творческое задание в виде сочинения, III – тестовые задания.

Каждая часть позволяет оценить знания учащихся по 12-балльной системе. Так, при выполнении первого задания ученик может получить по 2 балла за каждый ответ на выбранный им вопрос – итого 12 баллов; за творческую работу учитель выставляет высший балл – 12; за тестовые задания, выполненные полностью, ученик получает 12 баллов. Затем все баллы суммируются и делятся на 3. Таким образом, оцениваются учебные достижения каждого ученика. Например, за первое задание ученик получил 8 баллов, за второе – 7 баллов, за тестовое задание – 10 баллов; всего – 25 баллов; общий балл – 8. Или учитель может выставить все три оценки.

При подобной системе тематического оценивания учитель имеет возможность проверить знания учащихся в полном объеме и объективно их оценить.

Работу можно проводить в один, в два или три приема, выполняя отдельно каждую часть, или так, как удобно учителю. Допустимо по первой части организовать устные высказывания учащихся, групповую работу и т. п.

ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО

I. Развёрнутые ответы на вопросы (6 из 12).

1. Тезисно сформулируйте, опираясь на приведенные отрывки из статьи А. Н. Островского «Записки о положении драматического искусства в России в настоящее время» и высказывания И. А. Гончарова и А. А. Григорьева, в чем заключается значение творчества и деятельности А. Н.Островского в истории культуры России.

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского» (И. А. Гончаров).

«Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского».

(А. А. Григорьев)

«Русский театр в Москве – дело важное, патриотическое. Свежую душу театр захватывает властною рукой и ведет куда хочет. Конечно, действие театра коротко, он не ходит за зрителем по всем его следам; но довольно и трех или четырех часов, когда дичок находится под обаянием всесильного над ним искусства, – уже глубокие борозды культуры прошли по его сырому мозгу, уже над дичком совершается культурная прививка. В Москве могучая, но грубая крестьянская сила очеловечивается. Очеловечиваться этой публике более всего помогает театр, которого она так жаждет и в котором ей было бесчеловечно отказано. На эту публику сильное влияние оказывает так называемый бытовой репертуар. Бытовой репертуар, если художествен, т. е. если правдив, – великое дело для новой, восприимчивой публики: он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать, и что есть в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться. Еще сильнее действуют на свежую публику исторические драмы и хроники; они развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству».

«...Историк передает, что было; драматический поэт показывает, как было, он переносит зрителя на самое место действия и делает его участником события».

«Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа; драматические писатели должны всегда это помнить, они должны быть ясны и сильны. Эта близость к народу нисколько не унижает драматической поэзии, а, напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать. История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома».

«...Национальный театр есть признак совершеннолетия нации... Иметь свой родной театр и гордиться им желает всяк, всякое племя, всякий язык, значительный и незначительный, самостоятельный и несамостоятельный».

(А. Н. Островский)

2. Что вы узнали о Катерине из I действия драмы «Гроза»? Чем отличается она от других персонажей, с которыми знакомится читатель в этом действии? Кто из них более всего близок Катерине?

3. Сравните высказывания о любви Катерины и Бориса в сцене свидания.

Борис. Никто не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват – сама на то пошла... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?..

Как проявляется различие характеров Катерины и Бориса в отношении к любви?

4. Какова природа нравственного конфликта Катерины? Почему так тяжело и безрадостно переживает она свое чувство к Борису? Можно ли назвать Катерину трагической героиней? Во всем ли вы принимаете авторскую интерпретацию характера героини? Свои ответы обоснуйте.

Катерина – женщина со страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдается своей страсти, говоря перед этим: «Будь что будет, а Бориса я увижу!» <...> Положение Катерины стало безвыходным. Жить в доме мужа нельзя. <...> Катерина пришла к убеждению, что жить, как жила она раньше, нельзя, и, имея сильную волю, утопилась...

(А. Н. Островский)

5. С какой целью драматург начинает II действие «Грозы» диалогом Глаши и Феклуши? Какова роль странников в пьесе?

6. В 7 явлении II действия Катерина впервые резко отвечает на попреки Кабанихи: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» Почему именно в этот момент Катерина впервые восстаёт против Кабанихи?

7. Сравните монолог Катерины (действие V, явл. 4) и отрывок из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова. Найдите общие черты (вспомните финалы романов «Отцы и дети», «Обломов», если прочитали).

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

(М.Ю..Лермонтов)

8. Сравните: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, героини «Бесприданницы» («Бесприданница» написана позже «Грозы»). Лариса не решилась на самоубийство и, погибая от пули Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! <...> Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... я вас всех... всех люблю. (Посылает поцелуй)».

Какой финал вам кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции? Почему?

9. IV действие «Грозы» завершается торжествующими словами Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Понимает ли Кабаниха, что происходит в её семье, что самоубийство Катерины – начало конца её власти?

10. Что сближает и отличает Ларису в «Бесприданнице» от Катерины в «Грозе»? В чём источник драмы Ларисы Огудаловой, почему она жестоко обманывается в окружающих её людях?

11. Почему Лариса Огудалова не может броситься в Волгу? Как вы понимаете смысл заглавия драмы – «Бесприданница»?

12. Какие жизненные явления подвергает осуждению А.Н. Островский в пьесе?

II. Творческая работа: сочинение-миниатюра на одну из предложенных тем:

1. Пейзаж города Калинова.

2. Кулигин – просветитель или юродивый?

3. Портрет Кабанихи.

4. Самоубийство для Катерины – единственный выход?

5. Нравы дома Кабановых в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

6. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

7. Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

8. Дикой и Кабаниха: основные черты самодурства.

9. Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5 действия пьесы А.Н. Островского «Гроза»).

10. Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «Лучом света в тёмном царстве»?

11. Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по пьесам «Гроза» или «Бесприданница»).

12. Письмо от имени героя (по выбору).

13. «Горячее сердце» героев пьес А.Н. Островского.

14. Размышляя над страницами пьесы «Гроза».

15. «Для вас всё гроза!..» (смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза»).

III. Тестовые задания

1. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» изображена жизнь: а) дворянства; б) купечества; в) чиновничества.

2. Место действия драмы «Гроза»: а) Замоскворечье; б) Петербург; в) городок на Волге; г) русская деревня.

3. Действие драмы «Гроза» происходит: а) в Бряхимове; б) в Костроме; в) в Ярославле; г) в Калинове.

4. Кулигин мечтает изобрести: а) велосипед; б) двигатель внутреннего сгорания; в) вечный двигатель; г) машину времени.

5. Пьеса «Гроза» открывается песней в исполнении Кулигина:

а) «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?..»; б) «Виновата ли я, что люблю...»;

в) «Вы жертвою пали в борьбе роковой...»; г) «Среди долины ровныя...».

6. Стихотворение М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве» («Открылась бездна, звезд полна...») читает: а) Карандышев в «Бесприданнице»; б) Кулигин в «Грозе»; в) Катерина в «Грозе».

7. Монолог, начинающийся словами «Отчего люди не летают!», звучит в пьесе: а) «Горе от ума»; б) «Ревизор»; в) «Гроза»; г) «Бесприданница»; д) «Недоросль». Кому принадлежит этот монолог?

8. Мотив «человек-вещь» связан с образом героини из пьесы А.Н. Островского: а) «Бесприданница»; б) «Горячее сердце»; в) «Гроза».

9. Романс «Не искушай меня без нужды» включен А. Н. Островским в текст пьесы: а) «Снегурочка»; б) «Гроза»; в) «Бесприданница».

10. В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие):

а) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием; а) Катерина;
б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика; б) Кулигин;
в) мещанско-купеческое просторечие, грубость; в) Кабаниха;
г) литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями г) Дикой

11. Хорошая жена, по мнению Кабановой, после отъезда мужа должна:

а) запереться дома; б) вышивать мужу рубашку; в) выть на крыльце; г) читать «Домострой».

12. Основной конфликт в пьесе «Гроза» – это: а) конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна); б) внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой; в) семейный конфликт между Катериной, Тихоном и Борисом; г) столкновение самодуров и их жертв.

Ключ к тестам: 1 – б; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – г; 6 – б; 7 – в, Катерине;

8 – а; 9 – в; 10: а – в, б– а, в – г, г – б; 11 – в; 12 – г.

Индивидуальные задания для учащихся по теме: «Драма А.Н.Островского «Гроза»

1.1. Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?

Какой общественный и нравственный смысл заключен в названии драмы?

1.2. В действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Найдите эти высказывания. Чем они отличаются? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

2.1. Что вы узнали о Катерине из I действия драмы? Чем отличается она от других персонажей, с которыми знакомится читатель в этом действии? Кто из них более всего близок Катерине?

2.2. С какой целью драматург начинает II действие «Грозы» диалогом Глаши и Феклуши?

2.3. В 3 явлении II действия Катерина не произносит ни единого слова. Автор дал только две ремарки: «Катерина потупила глаза в землю»; «Катерина строго взглядывает на него». Какие мысли и чувства героини показал драматург при помощи ремарок?

3.1. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «…Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» Объясните причину страдания Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

3.2. В 7 явлении II действия Катерина впервые резко отвечает на попреки Кабанихи: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!» Почему именно в этот момент Катерина впервые восстает против Кабанихи?

4.1. Прочитайте монолог Катерины из 10 явления II действия. Какие слова Катерины особенно ярко передают сущность борьбы, происходящей в ее душе?

4.2. Как использован прием антитезы в композиции III действия драмы? С какой идейной целью драматург использовал этот прием?

4.3. В диалоге, открывающем III действие, Кабаниха и Феклуша говорят о «последних», «тяжелых временах». Какие черты Кабанихи раскрываются в этом диалоге?

5.1. Сравните высказывания о любви Катерины и Бориса в сцене свидания.

Борис. Никто не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват – сама на то пошла… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?..

Как проявляется различие характеров Катерины и Бориса в отношении к любви?

5.2. IV действие открывается явлением, в котором калиновские мещане толкуют о «геенне огненной» и «литовском разорении». Какая связь между этим разговором и основной сюжетной линией драмы?

6.1. Чем вызвано покаяние Катерины? Какая внутренняя борьба привела ее к этому? Правильно ли утверждение, что покаяние Катерины – свидетельство победы «темного царства» в ее душе?

6.2. IV действие завершается торжествующими словами Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Понимает ли Кабаниха, что происходит в ее семье, что самоубийство Катерины – начало конца ее власти?

6.3. Литературовед В.Лакшин отметил: «Кулигин и Катерина – это две разные, но глубоко родственные стороны народной жизни…». Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

7.1. В статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов писал: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе…». Что имел в виду критик, когда писал о «новой фазе» народной жизни? Какие черты Катерины позволили Добролюбову оценить этот образ как отражение «новой фазы» народной жизни?

7.2. Писатель Гончаров так отозвался о содержании «Грозы»: «Увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины – все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца». Согласны ли вы с этой оценкой содержания «Грозы»?

8.1. Режиссер Н.П.Охлопков в своей постановке «Грозы» (1955) не стремился воссоздать в образе Катерины черты религиозности, но, прежде всего, подчеркивал, что Катерина – «бессознательная творческая натура». Отвечает ли такая трактовка образа Катерины вашему представлению о ней?

8.2. Литературовед А.И.Ревякин определил образ Катерины как романтический образ, созданный реалистическими средствами. Какие черты Катерины дали А.И.Ревякину основания для этого?


ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ А.Н.ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал