Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка кредитной политики






Кредитная политика организации представляет собойсистему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:

· жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей или непредставление отсрочек вообще;

· либеральная — предоставление значительной отсрочки платежей.

Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.

Либеральную кредитную политику применяют организации, работающиена конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика есть фактор конкурентоспособности продукции. В то же время, либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.

Либеральная кредитная политика имеет следующие признаки:

· большой срок погашения дебиторской задолженности, например превышающий полтора-два месяца;

· наличие существенной долгосрочной дебиторской задолженности;

· более высокий темп прироста дебиторской задолженности покупателей посравнению с темпом прироста выручки;

· наличие списанной в убыток задолженности и убытков от списания задолженности в размере, превышающем 1% соответственно дебиторской задолженности и выручки;

· наличие резервов по сомнительным долгам.

На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:

· определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;

· оценку надежности и выгодности покупателей;

· определение лимита дебиторской задолженности и срока платежей по отдельным покупателям;

· оценку эффективности кредитной политики.

Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчитывается как сумма доступных для организации источников финансирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям:

ДЗлим = СОС + ДО + КК + КЗ – З – ДЗапр – КФВ - ДС

 

где СОС — собственные оборотные средства;
ДО — долгосрочные обязательства;
КК — краткосрочные кредиты и займы;
К3 — кредиторская задолженность;
З — запасы и НДС по приобретенным ценностям;
ДЗапр — дебиторская задолженность в части выданных авансов и прочей задолженности;
КФВ — краткосрочные финансовые вложения;
ДС денежные средства.

Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.

Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.

Оценка надежности покупателей основывается на анализе ихюридических, финансовых, производственных и рыночных характеристик:

· юридические — период существования юридического лица ипериод сотрудничества с организацией. Чем дольше эти периоды, тем более надежен покупатель, тем выше его кредитный рейтинг, кредитный лимит и срок предоставляемой отсрочки;

· финансовые — уровень просроченной покупателем задолженности за предыдущий период (чем он выше, тем менее надежен клиент); динамика кредиторской задолженности покупателя (при ее существенном увеличении надежность покупателя снижается); текущая ликвидность покупателя, т.е. соотношение его ликвидных активов и краткосрочных обязательств(чем она выше, тем выше надежность клиента);

· производственные — наличие основных средств, других активов, численность работающих; чем больше производственных ресурсов у покупателя и чем позитивнее их динамика, тем он надежнее;

· рыночные — перспективы рынка, на котором работает контрагент; продолжительность работы организации на рынке; устойчивость рыночного положения покупателя; контролируемая покупателем доля рынка. Чем лучше эти характеристики, тем надежнее клиент.

Оценка выгодности покупателя основывается на анализе его параметров: рентабельности продаж; удельного веса в объеме продаж, а также динамики объема продаж.

Чем лучше эти характеристики, тем выгоднее покупатель, тем больше лимит, который может быть ему предоставлен. Для определения агрегированной оценки покупателя необходимо разработать критерии оценки перечисленных параметров.

По обобщении этих характеристик покупателей ранжируют в соответствии с матрицей, представленной на рис. 1.

При установлении лимита задолженности по отдельному покупателю необходимо учитывать то, что его доля в дебиторской задолженности должна приблизительно соответствовать его доле в суммарной выручке организации. Для установления лимита задолженности по покупателям рассчитывается коэффициент надежности и выгодности каждого покупателя. Этот показатель отражает соотношение между долей покупателя в задолженности и его долей в выручке. У выгодных и надежных доля в дебиторской задолженности должна быть больше их доли в выручке, а у невыгодных и ненадежных покупателей — значительно меньше. Новым покупателям лимит, как правило, устанавливается в объеме, не превышающем выручку, полученную организацией от этого покупателя за месяц.

Рассчитанный лимит по организации распределяется по покупателям в соответствие с их рейтингом надежности и выгодности для организации. Лимит по отдельному i-му покупателю рассчитывается по формуле:

ДЗлим i = ДЗлим * di * kнв

где di— доля i-го покупателя в выручке;

kнв — коэффициент надежности и выгодности клиента; для надежных клиентов превышает единицу, для ненадежных находится в интервале от нуля до единицы; для средних приблизительно равен единице.

С учетом рассчитанного лимита по 1-му покупателю рассчитывается срок предоставляемой ему отсрочки по формуле:

Тdi = * 365

где Bi – прогнозная выручка по i-му покупателю.

Важнейшим элементом политики управления дебиторской задолженностью является взыскание задолженности. Способы взыскания долгов зависят от того, каким образом организация организует эту работу — самостоятельно или с привлечением специализированных организаций.

Долги можно взыскать:

1) Функционированием оперативного отдела, в задачи которого
входитинвентаризация расчетов с дебиторами, ведение баз данных
и карточек по контрагентам, регистрация их платежей, истребование неоплаченных сумм, отслеживание сроков исковой давности, сроков для предъявления претензий;

2) Добровольным урегулированием задолженности. Это возможно, если финансовое положение должника вближайшем будущем не
улучшится, но вероятность его ликвидации невелика, а совокупные судебные расходы по взысканию задолженности, вероятно, превысят величину долга.

В числе добровольных способов взыскания задолженностей следующие:

· фиксация размера долга и утверждение графика его погашения. В этом случае заключается соглашение о предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа;

· прекращение обязательства новацией. Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новацию). При замене первоначального обязательства определяются характеристики нового, которое должно быть финансово эквивалентным первоначальному;

· заключение соглашения об отступном. Применяется в том случае, когда должник не может погасить долг на условиях первоначального договора. Отступное заключается в прекращении обязательства предоставлением определенной суммы денег ил и передачей в распоряжение кредитора имущества (недвижимость, товары, ценные бумаги, др.). Размер, сроки и порядок предоставления имущества устанавливаются сторонами. Здесь также оценивается эквивалентность обязательств;

· уступка права требования третьему лицу. Этот способ возможен, если в договоре нет запрета на передачу прав и обязанностей. По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства
в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом
товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование;

3) меры оперативного воздействия на должника:

· удержание имущества должника. Если компания-кредитор располагает имуществом должника, она может его удерживать
до тех пор, пока не будет погашено обязательство;

· неисполнение встречного обязательства кредитором;

· принудительное взыскание долгов. Взыскание через суд; предварительно необходимо оценить издержки и имущество должника, которое пойдет на их покрытие. По результатам судебного разбирательства выдается исполнительный лист, после чего начинается исполнительное производство, сопровождение которого организация может осуществлять самостоятельно или с привлечением коллекторских агентств;

· процедура банкротства должника. Этот способ считается самым неэффективным, поскольку за время, отведенное законом на осуществление процедур банкротства, должник может вывести все активы и в результате предприятие-кредитор не сможет возместить свои потери.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал