![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ключевые понятия логистики
Общие положения Основными направлениями развития логистики в историческом аспекте являются военное дело и начиная со второй половины XX века – экономика. Несмотря на определенные различия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие элементы – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как «банковская логистика». Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-х и особенно Логистика – процесс планирования, внедрения и контроля рационального и эффективного движения товаров, услуг и связанной с этим информации от исходной точки до конечного потребителя с целью удовлетворения требований клиента. Специфика логистики заключается: – в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; – технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. Сформулировано семь правил логистики: ТОВАР – нужный товар; КАЧЕСТВО – соответствующего качества; КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве; ВРЕМЯ – нужное время; МЕСТО – нужное место; ЗАТРАТЫ – допускаемые затраты; ПОТРЕБИТЕЛЬ – нужный (соответствующий) потребитель. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если все вышеперечисленные правила выполнены, то есть нужный продукт необходимого уровня качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место нужному потребителю с допускаемыми затратами. Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логистического совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и соответственно конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения необходимо рассматривать в разрезе следующих слагаемых: – снижения запасов на всем пути движения материального потока; – сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи; – снижения транспортных расходов; – сокращения затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальный поток – это совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. При этом концепция логистики может быть представлена следующими положениями: – реализацией принципа системного подхода; – учетом логистических издержек на протяжении всей логистической цепи; – управлением сквозным материальным потоком; – способностью логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды; – развитием услуг сервиса на современном уровне; – гуманизацией технологических процессов, созданием современных условий труда. Сквозной материальный поток – партия товара в объеме, определенном договором (контрактом) купли-продажи, в процессе перемещения от склада продавца (производителя) до склада покупателя (потребителя). Самое непосредственное отношение к продвижению материального потока имеют следующие субъекты экономики: – транспортные предприятия общего пользования, различные транспортно-экспедиторские фирмы; – предприятия оптовой торговли; – коммерческо-посреднические организации; – предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции. Деятельность перечисленных участников наиболее существенно влияет на характеристики сквозных материальных потоков, характеризуется кругом логистических функций, выполняемых ими в процессе управления материальными потоками. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. К логистическим функциям относят работы, выполнение которых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти грузы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту. Логистические операции – это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Классифицируют логистические операции по видам и следующим признакам (рис. 1.1): – переход права собственности на товар: с переходом, без перехода; – изменение потребительских свойств: с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости; – природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.
Рис. 1.1. Классификация логистических операций
Исходя из данной классификации логистические операции на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок относятся к операциям без перехода права собственности на товар перевозчику (односторонние), без добавленной стоимости (груз должен быть доставлен в целости и сохранности без изменения его свойств), с материальным (перемещение груза) и информационным потоками (оформление перевозочных документов, информирование клиента о продвижении груза и т.д.). Базовым понятием логистики является понятие «система». Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В качестве систем можно рассматривать практически все, что связано с реально существующими объектами, поскольку всегда несложно обнаружить части или элементы, между которыми имеются какие-либо отношения, т.е. существует некая структурированность и упорядоченность. Чтобы объект можно было назвать системой он должен обладать следующими четырьмя свойствами: – целостностью и членимостью, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом; – связью, то есть между элементами системы имеются существенные связи; – организацией, тоесть связи в системах определенным образом упорядочены; – интегративными свойствами, то есть наличием качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Главным при формировании логистических систем является системный подход, представляющий собойметодологию научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, состоящих из закономерно структурированных и функционально организованных элементов. Системный подход позволяет рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному. В основе рассмотрения лежит конкретная конечная цель, ради которой создается вся система. Принципы системного подхода: – последовательное продвижение по этапам создания логистической системы от общего к частному; – согласование информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемой логистической системы; – отсутствие конфликтов между целями отдельных элементов системы и целями всей системы. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. На рис. 1.2 представлена функциональная структура логистической системы хозяйствующего субъекта рынка, наглядно показывающая как сферы деятельности логистики, так и их взаимопроникновение друг в друга, что является одной из характерных особенностей логистики.
Рис. 1.2. Функциональная структура логистической системы хозяйствующего субъекта рынка:
Материальную взаимосвязь между поставщиками, производителем и потребителями обеспечивают транспортные логистические цепи, представляющие собой совокупность участников товародвижения (грузовладельцы, перевозчики, провайдеры (координаторы), терминалы, порты), организующих и обеспечивающих доведение определенного материального потока от отправителя до получателя [5]. Элемент логистической системы – функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и синтеза логистической системы, выполняющий свою локальную целевую функцию, связанную с выполнением определенных логистических процедур. Логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические. Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
|