![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические положения. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, комплектующих, полуфабрикатов или готовых изделий). Деятельность этого подразделения, обеспечивающего вход материального потока в логистическую систему, требует решения задач, связанных с оптимизацией количества закупаемой продукции, предназначенной для последующей переработки или реализации и рассматривается на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является: – элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие; – элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия; – самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели. Реализация функции снабжения предприятия осуществляется в процессе решения большого количества разнообразных задач и выполнения различных видов работ. Основные вопросы, на которые требуется ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения: – что закупить; – сколько закупить; – у кого закупить; – на каких условиях закупить. К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы: – как увязать закупки с производством и сбытом; – как увязать деятельность предприятия с поставщиками. Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет этапность и состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ. Первый этап. Определение потребности в материальных ресурсах В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо: – установить всех возможных поставщиков ресурсов, потребляемых предприятием; – выполнить расчет потребности в ресурсах; – разработать планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры поставок. Для потребляемых предприятием материальных ресурсов целесообразно решение задачи «сделать или купить». Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно – задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если: – потребность в комплектующем изделии невелика; – отсутствуют необходимые мощности для производства комплектующих; – отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: – потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика; – комплектующие изделия могут быть изготовлены на имеющемся оборудовании. Второй этап. Исследование рынка закупок Данная задача включает в себя реализацию следующих целей: – систематизация возможных поставщиков, работающих на традиционных территориальных рынках, на новых рынках, на рынках заменителей; – предварительная оценка возможных источников приобретения материальных ресурсов; – анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. Третий этап. Выбор поставщиков После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какие материалы и на каких рынках необходимо закупить, решается задачу выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи следующие. 1. Поиск потенциальных поставщиков При этом могут быть использованы следующие методы: – объявление конкурса; – изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; – посещение выставок и ярмарок; – переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. 2. Анализ потенциальных поставщиков Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако к основным, как правило, относятся цена и качество поставляемой продукции, а также надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: – удаленность поставщика от потребителя; – сроки выполнения текущих и экстренных заказов; – наличие резервных мощностей; – организация управления качеством у поставщика; – психологический климат у поставщика (возможности забастовок); – способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; – финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. 3. Оценка результатов работы с поставщиками На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Четвертый этап. Осуществление закупок К осуществлению закупок относят: – выбор метода закупок; – разработку условий поставки и оплаты; – организацию транспортировки материальных ресурсов; – разработку графиков поставки; – организацию приемного контроля. Вся эта работа завершается оформлением договорных отношений, т.е. заключением контракта. Пятый этап. Контроль поставок Контроль поставок включает в себя: – отслеживание сроков поставки; – отслеживание сроков оформления заказов; – контроль сроков транспортировки; – контроль состояния запасов на предприятии. Одной из значимых задач данного этапа является контроль качества поставок, т.е. учет рекламаций и брака. Шестой этап. Подготовка бюджета закупок На данном этапе выполняются экономические расчеты, предусматривающие определение расходов на следующие виды работ: – затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; – затраты на транспортировку, экспедирование и страхование; – затраты на грузопереработку; – затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки; – затраты на приемку и проверку материальных ресурсов. Седьмой этап. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая комплексная задача закупочной логистики, решение которой ориентировано: – на регулирование наличия запасов материальных ресурсов в соответствии с производственным циклом и потребностями предприятия; – разработку четкой системы поставок комплектующих, при которой минимизируются потребности в собственных складских площадях; – организацию системы поставок, при которой входной приемный контроль может осуществляться у поставщика при отправлении материальных ресурсов для предприятия. Перечень задач может быть продолжен и в значительной степени зависит от большого количества факторов, таких как вид выпускаемой продукции, надежность поставщиков, производственный процесс предприятия, особенности рынка сбыта и другие.
|