Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Затонский Д. Эрих Мария Ремарк, или Двадцать лет спустя // Затонский Д. Художественные ориентиры XX века / Д. Затонский. – Москва: Советский писатель, 1988 – 416 с.






Кондратьев В. Перечитывая Ремарка / В. Кондратьев // Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Возвращение. – Москва: Художественная литература, 1988. – 402 с.

Похаленков О. Е. Концепт " враг" в творчестве Эриха Марии Ремарка и советской " лейтенантской прозе" 1950-60-х гг. [Электронный ресурс] / О. Е. Похаленков. - Режим доступа: https://www.dissercat.com.

Фрадкин И. Ремарк и споры о нем [Электронный ресурс] / И. Фрадкин. – Режим доступа: https://www.em-remarque.ru.

Хомяк Т. В. Мировые войны глазами Э. М. Ремарка / Т. В. Хомяк // Всемирная литература и культура. – 2005. - № 6. – С. 29-31.

Штернбург В. «Как будто все в последний раз» (Отрывки из книги о жизни и творчестве Э. М. Ремарка) [Электронный ресурс] / В. Штернбург. – Режим доступа: https://magazines.russ.ru.

Задания:

Посмотрите сюжет, посвященный «Гернике» П. Пикассо, в цикле авторских программ П. Волковой «Мост над бездной». Прокомментируйте художественные особенности этой картины (композиция, образы, цвет, прием деформации).

Прочитайте роман «На западном фронте без перемен». Составьте сюжетную схему и схему системы персонажей. Прокомментируйте особенности субъектной организации романа (перволичное повествование и смерть героя-рассказчика в финале). Выделите основные проблемы, дайте свой вариант формулировки идеи произведения (письменно).

Посмотрите фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972) по одноименной повести Б. Васильева (1969). В финале фильма, после гибели всех девушек, звучит сводка: «В течение 3 июня на фронте ничего существенного не произошло. На некоторых участках фронта происходили бои местного значения». Какие смысловые переклички этого эпизода с названием романа Ремарка вы видите?

Прочитайте афоризмы. Какие из них и на каком основании можно соотнести с проблематикой романа «На западном фронте без перемен»?

Вопросы:

1. Есть ли в романе кульминация? Как это связано с заглавием и приемом «негероического» изображения войны? Обоснуйте ответ. Какой принцип систематики персонажей вы избрали? Почему?

2. Охарактеризуйте образы Пауля Боймера, Леера, Мюллера, Тьядена, Кроппа, Катчинского и других солдат. Какие факты довоенной биографии каждого сообщены в романе? Можно ли говорить об их индивидуальности?

3. Какое содержательное наполнение имеет образ врага? Как оно меняется в ходе развития действия (эпизод гибели Жерара Дюваля).

4. Как реализуется в романе прием двойничества персонажей?

5. Проведите примеры натуралистических описаний военных будней. Для чего Ремарк использует такую стилистику?

6. Какие предметные и пространственные образы несут на себе символическую нагрузку?

7. Какую роль в реализации идейной концепции романа играет тема товарищества? Как она будет продолжена в романах «Возвращение» и «Три товарища»?

8. Дайте характеристику пространственно-временной организации произведения. Какие типы пространства и времени выделяет автор? Каково их содержательное наполнение? Какой тип является доминантным? Как относятся солдаты к прошлому, к истории и культуре? Каково их представление о будущем?

9. Прочитайте стихотворение Юлиана Тувима «Атака»:


«Ура!» - и набычась, как буйволы стадом,
Пригнулись и стелются в бешеном гоне,
Вконец распаленные криком и чадом,
Вперед на штыки! - словно к финишу кони.

Трещат пулеметы рассохшимся треском,
Сминая бегущих, колышется масса,
В лицо что-то шваркнет железом и блеском
И шмякнет на груду кровавого мяса.

Схлестнулись! Кого не скосило картечью,
Те колют, кромсают, свежуют штыками,
То грузно топча требуху человечью,
То мертвые лица давя каблуками.

Спешат отдышаться, в поту после кросса,
Багровые лужи меся сапогами.
И словно в мертвецкой бумажная роза,
В захваченный бруствер втыкается знамя.

 

 

Что сближает образ войны, созданный Тувимом, с ремарковским?

10. Как вы понимаете, что такое ремаркизм? Какие особенности изображения войны, характерные для Ремарка, можно выявить в русской военной («лейтенантской») прозе 1960-70-х гг.

Какие фильмы о войне в истории мирового кинематографа оказали на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Как тема войны отражена в живописи ХХ века?

Ремарк в кино:

1930 «На западном фронте без перемен» (США), режиссер Льюис Майлстоун, в роли Пауля Боймера – Лью Эйрс.

1937 " Дорога назад" (США), режиссёр Джеймс Уэйл.

1938 " Три товарища" (США), режиссёр – Фрэнк Борзидж, в роли Роберта Локампа – Роберт Тейлор.

1948 " Триумфальная арка" (США). режиссёр Льюис Майлстоун, в роли Равика – Шарль Буайе, в роли Жоан – Ингрид Бергман.

1971 " Ночь в Лиссабоне" (телеэкранизация ФРГ), режиссёр Збынек Брыных.

1979 " На западном фронте без перемен" (телефильм, США, Великобритания), режиссёр – Делберт Манн, в роли Пауля Боймера – Ричард Томас.

1985 " Триумфальная арка" (телеэкранизация, Великобритания), режиссёр Уоррис Хуссейн, в роли Равика – Энтони Хопкинс.

 

Практическое занятие № 2-3 (4 часа)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал