Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уильям Джеральд Голдинг (1911, Сент-Коламб Майнер, Корнуолл, Великобритания – 1993, Перранауортол, Корнуолл, Великобритания).
Нобелевская премия по литературе (1983): «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».
Фрагмент Нобелевской речи: «Двадцать пять лет назад на меня легкомысленно наклеили ярлык пессимиста, не понимая, что этот титул прицепится надолго < …>. < …> критики вчитываются в мои книги до тех пор пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности < …> Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом… Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь… Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы». Биографические сведения: Родился в семье школьного учителя. В 1921 поступил в среднюю школу Мальборо, в 1930 – в колледж Оксфордского университета, изучал естественные науки, затем - английский язык и литературу. В 1935 получил степень бакалавра искусств и в качестве преподавателя приступил к работе в школе. В 1939 приступил к преподаванию английского языка и философии в Уордсвортской школе (Солсбери). В декабре того же года ушёл служить на флот, участвовал в высадке союзников в Нормандии. В 1945 вернулся в школу, занялся литературной работой. В 1955 избран в Королевское общество литературы В 1980 присуждена премия Букера, в 1988 получил рыцарский титул. Похоронен в Бауэрчоке (графство Уилтшир, Англия).
Основные произведения: «Повелитель мух», роман (1954); «Наследники», роман (1955); «Воришка Мартин», роман (1956); «Свободное падение», роман (1959); «Шпиль», роман (1964); «Пирамида», роман (1967); «Бог-скорпион», новелла (1971); «Зримая тьма», роман (1979); «Бумажные люди», роман (1984); «На край света: морская трилогия»: «Ритуалы плавания», роман (1980); «Тесное соседство», роман, (1987); «Пожар внизу», роман (1989). Афоризмы: · Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своем уме · В глубине души я оптимист. На интеллектуальном уровне понимая, что… шансы у человечества взорвать себя — примерно один к одному, на эмоциональном уровне я просто не верю, что оно это сделает · подумать только, человеческий ум повсюду открывает законы и вместе с тем обманывается легко, как младенец. ·... есть нечто общее между хорошими людьми и детьми - их нельзя разочаровывать! · Страсть к перу, право, всё равно, что страсть к бутылке. Человек должен научиться себя обуздывать. · Все всегда оказываются не такими, как от них ждешь. · Я боюсь. Я нас самих боюсь. · Объяснения отнимают у вещей всю прелесть. · Нет ничего более загадочного, чем смех на чужом языке. · На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом.
Понятия, которые нужно усвоить при изучении темы: Аллегория Антитеза Архетип ребенка Притча Робинзонада Пародия Образ-символ Литература: 1. Ефимова Д. А. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» [Электронный ресурс] / Д. А. Ефимова. – Режим доступа: https://www.zpu-journal.ru. 2. Крахмаль А. П. Хронотоп в романе-притче У. Голдинга «Повелитель мух» [Электронный ресурс] / А. П. Крахмаль. – Режим доступа: https://vestnik-samgu.samsu.ru. 3. Чалмеев А. А. Уильям Голдинг – сочинитель притч [Электронный ресурс] / А. А. Чалмеев. – Режим доступа: http: //www.philology.ru. 4. Чистякова С. В. Эсхатологическая схема философской притчи Уильяма Голдинга [Электронный ресурс] / С. В. Чистякова. – Режим доступа: http: // frgf.utmn.ru. Вопросы и задания:
1. Первоначальное название романа – «Незнакомцы, явившиеся изнутри». Объясните, как вы понимаете его смысл. 2. Почему героями романа писатель сделал детей? 3. Почему действие романа происходит на острове? В чем принципиальное отличие романа Голдинга от английской просветительской «робинзонады» (Д. Дэфо, «Робинзон Крузо»?) 4. Образ Ральфа обычно трактуется как просвещенный правитель, Джек воплощает представление о деспотии. Какова в таком случае функция Хрюши и Роджера? Какова роль Саймона в воплощении идейного смысла произведения? 5. Одна из интерпретаций образа морского офицера в финале романа – персонификация автора. Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте обоснование своему суждению. 6. Основной прием систематики персонажей – антитеза (разумный человек - дикарь). Какие еще смысловые и образные оппозиции вы увидели? Приведите примеры из текста. 7. Один из ключевых образов романа – маска. Прочитайте отрывок: «А Джек уже сочинил себе новое лицо. Одну щеку и веко он покрыл белым, другую половину лица сделал красной и косо, от правого уха к левой скуле, полоснул черной головешкой. Потом опять заглянул в воду, но от его дыхания она замутилась. < …> Он стал на коленки и зачерпнул скорлупой воды. Круглая солнечная заплата легла на лицо, и глубь высветлилась ярким зеркалом. Он недоуменно разглядывал – не себя уже, а пугающего незнакомца. Потом выплеснул воду, захохотал и вскочил на ноги. Возле заводи над крепким телом торчала маска, притягивала взгляды и ужасала. Джек пустился в пляс. Его хохот перешел в кровожадный рык. Он поскакал к Биллу, и маска жила уже самостоятельной жизнью, и Джек скрывался за ней, отбросив всякий стыд». Какова социальная, психологическая и философская функция образа маски? 8. Прокомментируйте следующее высказывание У. Голдинга (из бесед с литературоведом Джеком Байлзом): «... это просто-напросто книга, которую я счел разумным написать после войны, когда все вокруг благодарили Бога за то, что они не нацисты. А я достаточно к тому времени повидал и достаточно передумал, чтобы понимать: буквально каждый мог бы стать нацистом <...>. Возьмите историю любой страны – и вы неизбежно придете к выводу: нацистская Германия – это особого рода нарыв, который прорвался в 1939 году или в 1940-м – неважно когда. Это была всего лишь особого рода болячка, от которой мы все страдаем... И вот я изобразил английских мальчиков и сказал: «Смотрите. Все это могло случиться и с вами». В сущности говоря, именно в этом весь смысл книги». 9. Предложите свой вариант формулировки идеи романа. 10. «Человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чём существо человеческое» (У. Голдинг). Прокомментируйте высказывание, опираясь на текст романа. 11. Какое значение отводится в романе образу Зверя? Прокомментируйте позиции героев: «Никакого зверя нет» (Хрюша), «Может, это мы сами» (Саймон), «Я боюсь. Я нас самих боюсь» (Ральф), «Он пришел под чужой личиной» (Джек). Какие особенности личности каждого мальчика отражает представление о Звере? 12. Прочитайте эпизод гибели Саймона (9 глава «Лицо смерти»): «Зверь стоял на коленях в центре круга, зверь закрывал лицо руками. Пытаясь перекрыть дерущий омерзительный шум, зверь кричал что-то насчет мертвеца на горе. Вот зверь пробился, вырвался за круг и рухнул с крутого края скалы на песок, к воде. Толпа хлынула за ним, стекла со скалы, на зверя налетели, его били, кусали, рвали. Слов не было, и не было других движений – только рвущие когти и зубы. Потом груда распалась, и от нее отделились ковыляющие фигурки. Только зверь остался лежать – в нескольких ярдах от моря. Даже сквозь стену дождя стало видно, какой же он маленький, этот зверь; а на песке уже расплывались кровавые пятна. Зверь лежал комочком на бледном песке, а пятна расплывались и расплывались». Как в этом фрагменте меняется содержание понятий «зверь» и «человек». Как выражается здесь авторская позиция? 13. Как вы думаете, почему в обеих экранизациях романа нет сцены разговора Саймона с Повелителем Мух? 14. Дуайт Гарнер, обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс», назвал роман «Повелитель мух» «Библией несчастливого детства». Как вы понимаете данное определение? Проанализируйте четвертую главу (игра Генри). Как изменяется в романе архетипическое содержание образа ребенка? 15. В романе представлены две модели власти, с каждой их которых соотносится определенный ряд образов и мотивов. Заполните таблицу:
16. Прочитайте стихотворение Виталия Белова «Повелитель мух»: Над твоей головой я начну сумасшедшую пляску, Я пришел в этот мир на заре человеческой эры. Верный спутник воров, попрошаек, бродяг и изгоев, Может я для тебя слишком мал и не значу так много, Я иду сквозь века, я меняю дворцы и короны, С каким эпизодом романа оно соотносится? Какие символические значения воспроизводит? Как расширяется в этом стихотворении содержание образа по сравнению с романом? Как представлена в нем история человечества? Какие ассоциации с произведениями мировой литературы у вас возникли? Что человечество может противопоставить соблазну зла? Уильям Голдинг в кино: 1963. «Повелитель мух» (Великобритания), режиссер Питер Брук. 1990. «Повелитель мух» (США), режиссер Гарри Хук. 2005. «Путешествие на край Земли», (минисериал по мотивам трилогии «На край света», Великобритания), режиссер Дэвид Эттвуд.
|