Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приложение…. 132 ВведениеСтр 1 из 32Следующая ⇒
Владимиров Б.М., Лобацкая Р.М., Воронцова Н.В., Усачев В.М. Мировой рынок ювелирных камней. Ч 1 Мировой рынок и индустрия алмазов: Учеб. Пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. – 152с Учебное пособие содержит систематизированные данные по истории зарождения и становления самостоятельного рынка драгоценных камней и их товарной классификации. Авторы знакомят читателей с общими особенностями алмазо-бриллиантового бизнеса, приводят специфические и рыночные характеристики алмазов, соотношение и структуру алмазных потоков, принцип организации алмазопровода синдиката Де Бирс и т.д. Приведена краткая и, вместе с тем, объемлющая характеристика типов месторождений, их экономическая значимость. Пособие предназначено для студентов, аспирантов специальности 12.12.00 «Технология художественной обработки материалов».
Оглавление Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1.Общие рыночные характеристики драгоценных камней ………..……….12 1.1. Специфические характеристики ювелирных алмазов …………………………………… 20 1.2. Специфические характеристики цветных драгоценных камней …………………..……. 22 1.3. Принципы оценки ювелирных алмазов и цветных драгоценных камней…………...……24 Глава 2. Промышленно-экономические характеристики технических алмазов и сфера их применения………………………………………………………………….28 2.1. Использование абразивных свойств алмазов…………………………………………………..30 2.2. Физическая и минералого-генетическая классификация алмазов……………………..……..32 Глава 3. Ресурсы и коммерческая характеристика месторождений алмазов...…. 36 3.1. Путь алмаза от месторождения до ювелирного изделия ……………………………..….……36 3.2.”Централ Селлинг организейшн “(ЦСО) …………………………………………………...….41 3.3. Алмазо-бриллиантовые биржи …………………………………………………………………46 3.4. Мировые центры алмазо-бриллиантового бизнеса…………………………………………… 47 3.5. Общие тенденции развития алмазо-бриллиантового рынка…………………………………. 52 3.6. Основные параметры, определяющие рентабельность эксплуатации месторождения..….54 Глава 4. Месторождения Африканского континента ………………………..……..58 4.1.Западная Африка …………………………………………………………………………….…...59 4.2. Центральная Африка………………………………………………………………….……….…69 4.3. Восточная Африка …………………………………………………………………….…………77 4.4. Южная Африка……………………………………………………………………….…………..79 Глава 5. Евразия …………………………………………………………….……….. 97 5.1. Индия ……………………………………………………………………………….…………...97 5.2. Китайская Народная Республика ……………………………………………………….…….99 5.3. Индонезия ……………………………………………………………………………………..101 5.4. Россия………………………………………………………..………………………………….102 Глава 6. Месторождения Австралийского континента …………………………..119 Глава 7. Месторождения Южно-Американского континента …………………...122 Глава 8. Месторождения Северо-Американского континента …………………..126 Литература ………………………………………………………………………….. 131 Приложение…………………………………………………………………………. 132 Введение
Основные понятия и определения. Термин «драгоценный камень» пришел к нам из глубины веков. Искатели природных кладов не имели в древности систематических знаний в области точных наук и присваивали своим редким находкам произвольные имена. Такие понятия как минерал и горная порода им были незнакомы, и поэтому ведущими признаками при определении вида драгоценного минерала выступали внешние признаки эстетического характера и, прежде всего, цвет. Почти всем красным камням присваивалось название «рубин». Среди них большую популярность имели так называемые «рубины-балэ» или «балас рубины», являющиеся на самом деле красными шпинелями. Гранаты альмандинового и пироп - альмандинового состава в большинстве случаев именовались так же «рубинами», каждый раз с приставкой эпитета тех районов, где они добывались. До сих пор встречаются такие названия как: «капский рубин» (месторождение в Южной Африке), «аризонский рубин» (месторождение в Северной Америке). Название «сапфир» всегда применялось к синим камням, среди которых нередко фигурировали не только корунды, являющиеся истинными сапфирами, но и голубые турмалины («бразильский сапфир»), кордиериты и топазы. Различно же окрашенные корунды именовались: «восточный топаз» – желто-зеленый корунд, «восточный аквамарин» – розовый корунд и т.д. Эти и многие другие популярные названия драгоценных камней древности образованы без каких-либо правил, они не предполагают родства между отдельными видами и не отражают никаких существенных признаков этих камней кроме цвета. Термин «камень» применительно к драгоценным минералам заимствован ювелирами у греков, у них же перенят обычай характеризовать каждый индивидуальный «камень» путем присоединения соответствующего эпитета. Термин «драгоценный камень» возник и оформился в обиходе торговых операций и включает в свое понятийное определение, прежде всего, ценовое значение без уточнения физической природы материала. В результате в категорию «камень» оказались включены не только кристаллические вещества, т.е. минералы и горные породы, но и представители органического мира (янтарь, жемчуг). В данном случае рельефно проявилась историческая ситуация, характеризовавшаяся отсутствием взаимодействия научно-минералогических, ювелирных и коммерческих связей. У современного минералога может возникнуть естественное желание ликвидировать путаницу в терминологии драгоценных камней путем ее полного пересмотра, однако многим людям, занимающимся их добычей и обработкой и не причастным к науке, полный отказ от названий, возникших в древности, не просто не желателен, но и является задачей невыполнимой. Современные классификации учитывают данное обстоятельство и, несмотря на расхождения в частностях, базируются на согласованных принципиальных положениях. В них достигнуто относительное однообразие в применении традиционных названий наиболее распространенных «драгоценных камней». Термины: «сапфир», «рубин», «изумруд», «александрит» применяются только к таким видовым классам минералов, которые отражают их существенные морфологические, типохимические и структурные особенности. Названия «сапфир» и «рубин» считаются правомерными только по отношению к корундам соответствующей окраски. Точно так же названия «изумруд» и «александрит» применяются только к бериллам травянисто-зеленого цвета (изумруд) и хризобериллам, обладающим способностью изменять свой цвет от изумрудно-зеленого при дневном освещении на вишнево-красный – при искусственном (александрит). Геммологическая ассоциация Великобритании продемонстрировала серьезность своих намерений в решении вопроса об использовании разнообразных названий драгоценных камней в интересах ювелиров и широкой публики, проведя через Парламент в 1918 году закон о правильном описании товаров. Законом предусмотрены наказания за неверное описание камней. Воспрещается повышать ценность драгоценного камня путем таких действий, как прибавление к старому названию дополнительного определения, предназначенного для повышения его цены, или преднамеренного сокрытия в названии синтетических аналогов природным дорогим самоцветам. Недопустимо употребление таких старых терминов как: «топаз-кварц», «восточный топаз», «королевский топаз», «индийский топаз», так как последние три термина относятся к желтым корундам. Многие из подобных названий, вносящих и до сего дня путаницу в описания и маркировку драгоценных изделий, приведены в монографии Г.Смита «Драгоценные камни» (изд-во «Мир», Москва, 1980). Группировка камней по степени ценности производится в соответствии с их устойчивым спросом на мировом рынке. Практика торговли крупнейших ювелирных магазинов свидетельствует, что среди всего разнообразия ювелирных камней ведущее положение занимают алмаз, рубин, изумруд, сапфир, жемчуг и опал. В России широкий спрос существует на александрит и янтарь. В соответствии с Федеральным законом от 1998 года к категории валютных ценностей отнесены алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, жемчуг и уникальные образцы янтаря. Рыночные операции с перечисленными драгоценными камнями возможно осуществлять только с разрешения инспекции пробирного надзора. Классификации драгоценных камней. В приведенной ниже классификации Е.Я. Киевленко (табл. 1) драгоценные камни разбиты на три группы – ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные. В первых двух группах выделены порядки, а третью группу представляют собственно поделочные камни. Следует иметь в виду, что цена камня в сильной степени зависит от прихоти рынка и, в конечном счете, от капризов моды, определяющей периодически художественные достоинства того или иного камня и ювелирного изделия. Достаточно вспомнить, что в семидесятые годы двадцатого столетия особую ценность приобрел аметист, т.к. дамы предпочитали наряды фиолетового оттенка. Сапфир в тридцатые годы двадцатого столетия ценился очень короткое время выше изумруда. Однако всплески моды на драгоценные камни не меняют в течение длительного времени сложившихся представлений на ценовой ранжир таких ювелирных камней, как алмаз, изумруд, сапфир, рубин и жемчуг. Эти ювелирные камни занимают во всех классификациях самые высшие позиции. Несколько иные принципы заложены в классификацию ювелирных и поделочных камней, используемую в практике геолого-поисковых, геолого-съемочных работ (табл. 2). Здесь полностью исключены традиционные названия драгоценных камней, имеющие хождение на мировом рынке. Они заменены терминами, соответствующими минералогическим классификациям. Тайны драгоценных камней ранжированы, как и в предыдущей классификации, на три раздела – ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные, однако разбивка на подтипы к группам произведена с использованием минералогических признаков. Вследствие такого подхода была достигнута большая логичность в группировках, но одновременно в число ювелирных камней оказались включены и минералы, не имеющие хождения в рыночно-торговых классификациях (андалузит, ставролит, сподумен, апатит и т.д.). Подобные разночтения присущи и другим группировкам в данной классификации. Таблица 1 Классификация драгоценных и поделочных камней, разработанная Е.Я. Киевленко
В практике рыночных операций и ювелирного дела используются классификации, основу которых составляют принципы, учитывающие разделение драгоценных камней на прозрачные, просвечивающие и непрозрачные группы. Именно по этим признакам вся совокупность драгоценных минералов подразделяется на типы ювелирных, ювелирно-поделочных и поделочных. Таблица 2 Промышленная классификация ювелирных и поделочных камней, разработанная Всесоюзным научно-исследовательским институтом ювелирной промышленности (ВНИИювелирпром).
|