Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Общие рыночные характеристики драгоценных камней






 

Особая роль драгоценных камней в общественных, религиозных и государственных взаимоотношениях наметилась задолго до нашей эры. Первые изображения сцен с участием золотых дел мастеров были обнаружены в гробнице египетского фараона Небемахета и относятся к IV династии (около 2600 лет до н. э.). Для изделий египтяне ввозили изумруд и лазурит из Афганистана. Согласно тексту Библии в Палестине за полторы тысячи лет до «христианского летоисчисления» еврейские священники использовали изумруд, сапфир, агат, аметист, альмандин в качестве символов высшей духовной власти. Эти камни были прикреплены на наперснике Первосвященника в количестве двенадцати штук по числу колен народа Израилева, расположенных в четыре ряда по три камня в ряду. Наперсник Первосвященника представлял собой полотняную суму, в которой находились таинственные Урим и Тулим, с чьей помощью Первосвященник разъяснял повеление бога.

Традиция духовной власти и обрядовой исключительности за драгоценными камнями прослеживается во всей последующей истории человечества. Она не только перекочевала, но была углублена и расширена в обрядности православной, католической, буддийской и др. конфессий.

В конце дохристианского летоисчисления таинственную символику драгоценных камней стали использовать и светские правители. В 40 - 50-х годах до н.э. Юлий Цезарь стал появляться в театре в венце, блещущем золотом и драгоценными камнями, возвеличивая себя. В III веке н.э. византийский император Константин Великий первым украсил драгоценными камнями свою корону.

Путь от символа духовной и светской власти к роли материального могущества драгоценные камни проделали благодаря открытию в XIII столетии метода шлифовки с гранями. Эта их роль твердо закрепилась после того, как была достигнута самая совершенная бриллиантовая форма гранения алмаза. Честь этого открытия, случившегося в XVII веке, приписывают кардиналу Мазарини.

В средние века крупные алмазы, рубины, сапфиры и изумруды концентрируются в королевских и императорских хранилищах как сгустки великого могущества и благ. Во время социальных катаклизмов обладатели драгоценностей могли реализовать их по настоящей цене даже в тех случаях, когда денежные знаки превращались в пустые бумажки, а стоимость драгоценных металлов, определяющаяся их весом, также падала. Достаточно вспомнить историю алмаза «Пит», который после огранки был приобретен в 1717 году герцогом Орлеанским за 3750 тыс. франков, а в последнее десятилетие XVIII века был использован Наполеоном в качестве залога для обеспечения его военных походов всем необходимым.

Роль особо ценного сырья и товара в рыночном обороте драгоценные камни начали выполнять с конца XIX века, после открытия в Южной Африке коренных алмазоносных пород – кимберлитов. Интенсивная добыча алмазов, начавшая осуществляться многочисленной армией старателей (кландестьенов), в короткие сроки привела к тому, что алмаз стал широко распространенным драгоценным камнем, с одной стороны, а с другой – к перенасыщению объемов емкости сложившегося к тому времени мирового рынка. Начавшаяся индустрия алмазов стимулировала оживление производства и других драгоценных камней.

В ХХ веке рост добычи алмазов увеличился с 0, 3 млн карат в 1870 году до 42, 0 млн карат в 1970 году и до 120 млн карат в 1994 году. Рост производства алмазов шел параллельно с увеличением цен на ювелирные алмазы и бриллианты. Расчеты показали, что от момента добычи до ювелирного изделия с бриллиантом цена алмаза возрастала в Европе в 11 раз. Таким образом алмазо-бриллиантовый бизнеспродемонстрировал исключительно высокую капиталоемкость.

Во второй половине ХХ века заметно возрос интерес к бриллиантовой индустрии среди ювелиров, проживающих в странах, не производящих алмазы. Израиль экспортировал бриллианты на сумму 5 млн долларов в 1952 году, 1, 5 млрд долларов в 1980 году и 3, 2 млрд долларов в 1990 году. Индия экспортировала бриллианты на сумму: 1970 год – 37, 5 млн долларов, 1980 год – 745 млн долларов и 1990 год – 2, 9 млрд долларов. При этом следует особо подчеркнуть, что каждый доллар, затраченный на импорт сырых алмазов, обеспечил 1, 45 доллара валютных поступлений от бриллиантов в Израиле и 1, 75 в Индии. Высокий экономический удельный вес и валовая эффективность ювелирного производства с использованием алмазного сырья способствовали быстрому расширению алмазо-бриллиантового рынка. В середине XX века него включились такие индустриальные страны как США, Япония, Западная Германия.

Рынок цветных драгоценных камней развивался менее стремительными темпами, что было обусловлено рядом объективных причин. Наиболее существенной является небольшой объем запасов ценного минерала в конкретных месторождениях. Отсутствие крупных сырьевых источников предполагает большой риск при вложении капиталов в добычу, т.к. не обеспечивает его роста в перспективе.

Низкое содержание полезного компонента в подавляющем числе месторождений затрудняет надежный подсчет запасов и устойчивую рентабельность эксплуатации месторождений. Отсюда, добычу предпочитают вести дешевыми, технически несовершенными методами, избегая крупных капиталовложений, или методом попутного извлечения при разработке более рентабельных полезных ископаемых.

Большие затруднения в успешном развитии мирового рынка цветных драгоценных камней вызывает колебание цен, обусловленное резким разрывом между оптовым и розничным потреблением. В отличие от алмазо-бриллиантового рынка, базирующегося на монополии Де Бирс, в области цветных драгоценных камней не удалось достичь приемлемых правил в сортировке, оценке и обработке сырья.

Поскольку ведущее место по распространенности и объемам продаж занимает алмаз, то «законы» ювелирного рынка ориентированы именно на него. Все операции, проводящиеся с алмазом, включая ценообразование, распространяются и на все драгоценные камни, в связи с чем рынок получил название алмазо-бриллиантового. Название во многом условно, поскольку на этом рынке имеют обращение все драгоценные камни, а многие операции распространяются и на «неузаконенные», но не менее прекрасные ювелирные камни, такие, например, как топаз, аквамарин, турмалин, танзанит, бирюза, жад минерал.

Следует иметь в виду, что только в России прижился термин «бриллиант» в качестве синонима ограненного алмаза. На западе все, и ограненные и не ограненные алмазы, имеют один термин «diamond», дополненный соответствующим определением «cutting». Бриллиантом именуют лишь алмаз правильной круглой огранки с фантастической игрой света, поразившей первых, кто догадался и сумел нанести на камень фасеты, продолжающие поражать нас и сейчас. Таким образом, термин «драгоценный камень», начавший свою историю с таинственных амулетов Урима и Тулима в Палестине, сегодня трансформирован в понятие «драгоценный материал», близкий по потребительским свойствам к драгоценным металлам. В современном мире алмазы подобно золоту принадлежат к числу исключительно ценных ресурсов национального богатства. Ювелирные и технические алмазы являются товаром и, наряду с золотом, выполняют многообразные функции в мировой экономике. Вместе с тем, эти функции столь специфичны, что требуют достаточно обширных и углубленных знаний, чтобы правильно ориентироваться в ситуациях той сферы, которая именуется рынком драгоценных камней.

Особенности алмазо-бриллиантового рынка. В сфере мирового товарооборота алмазы выполняют двойную роль. Меньший их объем от добычи переходит в разряд ювелирного сырья, больший – в разряд технического. В конкретных месторождениях соотношения тех или иных групп значительно варьируют, но, как правило, технические алмазы преобладают над ювелирными в кимберлитах и лампроитах, а ювелирные – в россыпях. Так, например, содержание алмазов в коренных месторождениях Южной Африки составляет от 15 до 50%, а в россыпях – от 50 до 93%. Лишь в немногих россыпях содержание ювелирных алмазов снижается до 25% (Бакванга). Соотношение ювелирных и технических алмазов в месторождениях является мерой коммерческой значимости. Это нетрудно проиллюстрировать на примерах средней стоимости одного карата алмазов из лампроитовой трубки Аргайл равной 8 долларам и из россыпей р. Бауле (Гвинейская Республика), в которой средняя цена одного карата алмазов равна 300 долларам. Таким образом, за каждые 100 тыс карат алмазов, добытых из россыпей р Бауле, Компания может выручить 30 млн долларов. Тогда как партия алмазов в 100 тыс. карат из лампроитовой трубки Аргайл стоит на аукционе не более одного миллиона долларов. Столь контрастные в коммерческом отношении характеристики месторождений в условиях конкурентной борьбы ставят их в неравные позиции. Именно эти и ряд других реалий были учтены основоположниками алмазного бизнеса, и сегодня на алмазо-бриллиантовом рынке конкуренция не поощряется. Чтобы глубже понять и оценить роль этого принципа, полезно обратиться к практике рынка цветных драгоценных камней. В этой сфере отсутствует принцип монополизации, и в процессе жесткой конкурентной борьбы цены на сырье характеризуются резкими скачками. При этом большие расхождения существуют на один и тот же тип драгоценного камня, добываемого из разных месторождений. Неоправданно большие различия сложились между розничными и оптовыми ценами в сети перепродавцов. Чтобы избежать подобного, в алмазном бизнесе осуществляются строгие организационные меры. Наиболее существенной является жесткая монополизация структуры алмазо-бриллиантового рынка путем сосредоточения продажи алмазов из единого источника – Центральной Сбытовой Организации (ЦСО). Сюда поступает до 80% добываемых в мире алмазов. В ЦСО алмазы классифицируются, оцениваются, сортируются по определенным партиям в соответствии с ранее поступившими запросами и продаются. Лишь 20-30% алмазов поступает на рынок помимо ЦСО; их поставляют из Западной и Центральной Африки, Южной Америки, Китая, Индии и Индонезии. Это, как правило, алмазы от старательской добычи, и поэтому решающего влияния на курс алмазо-бриллиантовой добычи они не оказывают (табл. 3, 4, 5, 6, 7). Кроме того, их конкурентная роль снижается системой организации филиалов ЦСО в регионах интенсивной старательской деятельности. В период резкого увеличения объемов добычи в любом из указанных выше регионов дилеры ЦСО закупают через филиалы крупные партии алмазов, чтобы преградить им путь на мировые рынки торговли. Такие ситуации возникают периодически и, прежде всего, при вовлечении в эксплуатацию новых месторождений компаниями, не входящими в корпорацию Де Бирс. Подобное положение сложилось, например, в 50-е годы в Сьерра-Леоне после открытия в районе города Коиду (бассейны рек Сева и Бафи) россыпей с высококачественными алмазами. В район добычных участков, лицензированных британской компанией «Сьерра-Леоне силекшен траст», хлынули тысячи старателей и перекупщиков алмазов. Администрация Компании и правительственные чиновники не смогли оказать надлежащего влияния на ситуацию. Началась беспорядочная разработка месторождений, подпольная перекупка алмазов и бесконтрольный вывоз их из страны. В этих условиях ЦСО организовало фирму «Даймонд корпорейшен», которая на месте стала осуществлять закупку алмазов. Войдя в контакт с компанией «Сьерра-Леоне силекшен траст» и с правительственной организацией «Эллювиал даймонд майнинг», она получила преимущественные права на покупку алмазов у старателей.

По отношению к влиятельным алмазодобывающим компаниям, не входящим в организационную структуру Де Бирс, ведется политика заключения договоров, предусматривающих выделение им квот по продаже строго оговоренной партии алмазов через ЦСО. Соглашения данного типа практикуются по отношению к российской АК «Алроса», австралийским компаниям «Аштон» и КРА и другим. Договорные отношения взаимовыгодны, т.к. исключают конкуренцию и гарантируют устойчивую прибыль от продаж. В таблице 4 приведены данные по объемам продаж, осуществленных через ЦСО и независимо от нее в 1980 году. Система квот играет существенную роль в удержании стабильности на алмазо - бриллиантовом рынке. На объем продаж здесь решающее значение оказывает состояние мировой промышленной конъюнктуры. Кризис 30-х и 1981 - 1988 годов явился причиной падения спроса на алмазы и бриллианты, однако цены на ювелирные алмазы неуклонно возрастали. Из табл. 8 видно, что с 1960 года они повышались сначала медленно, а затем в период развертывания инфляционных процессов в мировой экономике – быстрыми темпами. По сравнению с 1950 годом они повысились к 1980 году в 8 раз. Столь впечатляющий эффект достигается путем строгого следования принципам «редкости алмазного сырья» и отслеживания состояния спроса на рынке. Как только намечается устойчивая тенденция к падению спроса, вступает в действие механизм ограничения объемов добычи на горных предприятиях. В качестве дополнительной меры осуществляется складирование какого-то объема добытой продукции в запасниках.

Доктор экономических наук А.А. Фридман так охарактеризовал общие особенности алмазо-бриллиантового рынка: «АБ-рынок является в известном смысле уникальным высокомонополизированным товарным рынком с одним продавцом – Алмазным синдикатом. Существуя много десятилетий, он обеспечивает реализацию алмазо-бриллиантовой продукции по монопольно высоким ценам… Он превратил в своеобразный механизм извлечение сверхприбыли в процессе продвижения его продукции к конечному потребителю».

Таблица 3

Предположительный объем продукции и продаж независимых производителей алмазов

Страна, рудник Объем продажи, карат Общая стоимость, млн долларов Стоимость 1 карата, доллар
Гвинея (Гбенко)      
Австралия (Боу Ривер)   21, 7  
Гана      
Ангола   266, 6  
Сьерра – Леоне   72, 1  
ЦАР   73, 8  
Западная и Центральная Африка      
Южная Америка   140, 6  
Китай      
Индия      
Индонезия   2, 5  
Итого   1689, 8  

 

Таблица 4

Продажа алмазов через ЦСО и независимо от нее

Компания, страна Объем продажи Общая стоимость Стоимость 1 карата, доллар
Млн карат Доля, % Млн долларов Доля, %
«Де Бирс»:
ЮАР 8, 35 8, 3   15, 6  
Ботсвана 14, 98 14, 8      
Другие компании через ЦСО 54, 09 53, 5   24, 7  
Независимо от ЦСО 23, 6 23, 4   30, 6  

 

Таблица 5

Продукция рудников, подведомственных Де Бирс за пределами ЮАР

Страна Объем добычи, карат Общая стоимость, млн долларов Стоимость1 карата, доллар
Ботсвана   1320, 7  
Намибия      
Итого   1599, 7  

 

Таблица 6

Продукция южноафриканских рудников «Де Бирс»

Рудник Объем добычи, карат Общая стоимость, млн долларов Стоимость 1 карата, доллар
Финш      
Премьер      
Группа Кимберли      
Намакваленд      
Итого      

 

Таблица 7

Продукция независимых производителей алмазов, реализуемая через ЦСО

Страна, рудник Объем продаж, карат Общая стоимость, млн доллар Стоимость 1 карата, доллар
Австралия (Аргайл)   276, 2  
Россия      
Заир      
Танзания (Мвадуи)   7, 6  
Итого   1363, 8  

 

Таблица 8

Динамика цен на ювелирные алмазы и объем их продаж

  Год Повышение цен на ювелирные алмазы, % Динамика индекса цен Объем продаж через ЦСО, млн долларах
     
       
       
  15, 7    
  14, 2    
       
       
  34, 6    
       
       
       
     
  2, 5    
  3, 5    
     
     
       
       
  13, 5    
  15, 5    

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал