Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Академические медиатеории
План 1) Значение теории среднего уровня Р. Мертона для развития коммуникативистики в 1960-х и 1970-х годах. 2) Структурно-функциональный подход к анализу масс-медиа. 3) Теория диффузных инноваций Роджерса. 4) Феноменологическая теория Клаппера (теория подкрепления). 5) Теория элитарного плюрализма Вл. Орландо Кея. 6) Эмпирические исследования воздействия масс-медиа и исследовательских проектов У. Шрама и их значение для анализа парадигмы ограниченных эффектов. 7) Анализ теорий активной аудитории (Г.Герцог, У. Шрам) и теории игры Стивенсона. 8) Теории заговора и медиазависимости. 9) Распространение мнений с позиции теории выстраивания приоритетов (Липпман) и теории спирали молчания (Э.Ноэль-Нойман). М етодические рекомендации Изучая медиатеории 1960-х и 1970-х годов, обратите внимание на значение теории среднего уровня Р. Мертона для развития коммуникативистики на этом этапе. Охарактеризуйте роль парадигмы функционального анализа Мертона для перехода от теорий ограниченных эффектов к структурно-функциональному подходу к анализу масс-медиа. Рассмотрите функции коммуникации по Лассуэлу и Маккуэйлу. Рассмотрите распространение информации с позиции теории диффузных инноваций Роджерса и дайте оценку этой теории с точки зрения ее значимости для рекламы и маркетинга. Обратите внимание на оценку роли СМИ в феноменологической теории Клаппера, которую еще называют теорией подкрепления. Рассмотрите специфику отражения парадигмы ограниченных эффектов в теории элитарного плюрализма Вл. Орландо Кея. Оцените теоретическое значение эмпирических исследований воздействия масс-медиа и исследовательских проектов У. Шрама, которые выявили достоинства и недостатки парадигмы ограниченных эффектов. Подумайте, согласны ли Вы со сторонниками идеи сублимации, утверждающими, что созерцание сцен насилия уменьшает вероятность агрессивного поведения? Как Вы относитесь к идее компенсаторного подкрепления и положениям теории социального научения, объясняющим воздействие медиа-насилия на зрительскую аудиторию. Обратите внимание на теории активной аудитории (Г.Герцог, У. Шрам). Выявите их сходство с теорией игры Стивенсона. Рассмотрите с позиции активной аудитории теории заговора и медиазависимости. Рассмотрите распространение мнений с позиции теории выстраивания приоритетов (Липпман) и теории спирали молчания (Э.Ноэль-Нойман). По данной теме необходимо: Знать: знать основные положения академических медиатеорий Уметь: использовать основные положения академических медиатеорий для аргументации своего мнения Вопросы для обсуждения: 1) Значение теории среднего уровня Р. Мертона для развития коммуникативистики; 2) Функции коммуникации по Лассуэлу и Маккуэйлу; 3) Теория диффузных инноваций Роджерса; 4) Теории активной аудитории (Г.Герцог, У. Шрам). 5) Теория выстраивания приоритетов (Липпман) и теория спирали молчания (Э.Ноэль-Нойман о распространении мнений. Литература: [№ 1; 9; 18; 25; 32; 39; 40] Подготовить сообщение на тему: 1) Воздействие медиа-насилия на зрительскую аудиторию. Вопросы для самопроверки 1) Какова основная идея функционального анализа? 2) Что такое функция и дисфункция медиа? 3) Каковы основные положения теории подкрепления Клаппера? 4) Почему критикуют идею элитарного плюрализма? 5) Действительно ли масс-медиа навязывают людям модели поведения? 6) Действительно ли по мере увеличения использования медиа у аудитории растет степень медиазависимости? 7) Какие примеры подтверждают или опровергают основные положения теории спирали молчания?
|