Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика заучивания произведений наизусть ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Для совершенствования процессов запоминания и заучивания полезно учитывать основные психологические принципы. Например:
Также во время запоминания музыкального произведения эффективен метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, проиграть фрагмент по нотам один - два раза, затем попытаться его сыграть без нот, после чего снова несколько раз по нотам и вновь попытаться воспроизвести и т.д. Такое заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным. Один из наиболее часто задаваемых вопросов: как учить произведение наизусть - в целом или по частям? «Целостный» метод более эффективен тогда, когда пьеса невелика и может охватываться единым внутренним взором музыканта. Иначе говоря, если пьесу легко можно охватить в целом, то ее лучше не дробить на фрагменты. Если же произведение большое, то не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком, большие тексты лучше учить частями. Но в любом случае объем фрагмента для повторения не должен превышать объем внутреннего взора. А если материал неравномерной трудности, то заучивать его лучше комбинированным методом.
После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов. Поскольку прерванная задача лучше запоминается, периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его лучшему запоминанию.
Таким образом, выучивание наизусть музыкального произведения – одна из главных работ музыканта-исполнителя. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память», - считал Р. Шуман. Найти универсальный способ запоминания музыкального произведения, подходящий для всех достаточно сложно. Нужно исходить из особенностей музыки и индивидуальности музыканта. При выборе любого метода решающее значение имеет музыкальное качество работы.
|