Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11 1 страница
ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ 11.1. Общие сведения о нефти Нефтью называют жидкое ископаемое топливо, распространенное в осадочной оболочке Земли. Термин «нефть» берет свое название от персидского «нафта», т.е. вытекающая, просачивающаяся. Нефть – важнейшее сырье для нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности и многих процессов органического синтеза. С химической точки зрения нефть представляет собой сложную смесь алканов, циклоалканов, аренов, гибридных углеводородов (циклоалканоаренов), а также сернистых, азотистых, кислородных и металлоорганических соединений. Теплота сгорания нефти 43, 7–46 МДж/кг. Нефть и продукты ее естественного выхода на поверхность Земли изве-стны человечеству издавна. Асфальтены, битумы применялись в Вавилоне в качестве зажигательной смеси. В Древнем Египте, Риме, государствах Меж-дуречья и Ближнего Востока они применялись как вяжущие и гидроизоляци-онные материалы в строительстве дорог, акведуков и других сооружений. В настоящее время путем перегонки из нефти получают бензин, реактивное и дизельное топливо, мазут, масла и т.д. Разведанные мировые запасы нефти составляют 90–95 млрд. т, в т.ч. В России крупнейшие месторождения нефти находятся в Западной Сибири, междуречье Волги и Урала, Республике Коми, на Северном Кавказе, а также в Восточной Сибири, на Сахалине и т.д.
11.2. Классификация нефтей Нефти, добытые из различных месторождений, существенно отличаются друг от друга по физическим свойствам и химическому составу. По свойствам нефти определяют технологию ее дальнейшей переработки и прогнозируют качество получаемых из нее продуктов. Поэтому нефти классифицируют в зависимости от свойств и химического состава. Разработаны различные классификации: химические, генетические (наследственные), промышленные, товарные и т.д.
Одна из классификаций разделяет нефти по плотности на пять типов: 0 – очень легкие, с плотностью 420 800кг/м3; 1 – легкие, с плотностью 800 < 420 < 840 кг/м3; 2 – нефти со средней плотностью 840 < 420 < 880 кг/м3; 3 – тяжелые, с плотностью 880 < 420 < 920 кг/м3; 4 – очень тяжелые, с плотностью 420 > 920 кг/м3. По содержанию серы все нефти разделяют на четыре вида: 0 – малосернистые нефти (с содержанием серы < 0, 5 %); 1 – нефти средней сернистости (0, 5 < S < 1%); 2 – сернистые нефти (1< S < 3 %); 3 – высокосернистые нефти (S > 3 %). Во всем мире, в т.ч. и в России принята универсальная классификация, которую называют технологической. По ней все нефти делят на классы (по доле серы в самой нефти и в получаемых из нее при разгонке бензине, реактивном и дизельном топливе). Второе деление осуществляют по типам (характеризует долю светлых фракций в нефти, выкипающих до 350 оС). Отнесение нефти к той или иной группе проводят по потенциальному содержанию в ней базовых масел, к подгруппе – по индексу вязкости этих базовых масел. Рубрика вид определяет содержание твердых парафинов в нефти. Данная классификация приведена в таблице 11.1. Анализируя данные таблицы 11.1, можно сделать ряд выводов. Малосернистая нефть содержит не более 0, 5 % серы при ограничении ее количества в бензиновой и реактивно-топливной (РТ) фракциях 0, 1 %, а в дизельной до 0, 2 %. Это нефть первого класса. Если доля серы превышает указанные ограничения хотя бы в одном виде дистиллятного топлива, нефть не может считаться малосернистой. Сернистая нефть содержит 0, 5–2 % серы, при ограничении ее количества в бензине не более 0, 1 %, в РТ – 0, 25 % и в ДТ – 1 %. Если превышен хотя бы один показатель, нефть следует отнести к высокосернистой. Высокосернистая нефть содержит более 2 % серы при ее концентрации в бензине более 0, 1 %, в РТ – более 0, 25 %, в ДТ – более 1 %. Если все дистиллятные фракции нефти содержат серы меньше, то ее относят к сернистой. Данная классификация учитывает соотношение фракций в нефтях. По выходу светлых фракций нефти делятся на три типа, а по суммарному содер-жанию дистиллятных базовых масел – на четыре группы, в зависимости от значения индекса вязкости этих масел – на четыре подгруппы. При доле твердых парафинов в нефтях < 1, 5 % из этой нефти без депарафинизации можно получить РТ, зимнее ДТ с пределами кипения 200–350 оС и температурой застывания < -45 оC, а также индустриальные базовые масла. Такую нефть называют малопарафинистой. Если в нефти имеется 1, 5–6 % твердых парафинов и из нее без депарафинизации получают РТ и летнее ДТ с пределами кипения 240–350 оС и температуре застывания ниже -10 оС, то эту нефть называют парафинистой. Остальная нефть является высокопарафинистой. На базе технологической классификации каждой нефти присваивается свой шифр, состоящий из пяти цифр, первая из которых соответствует номеру класса в технологической классификации, вторая – группе, третья – подгруппе, четвертая – типу, пятая – виду. В соответствии с этой классификацией Туймазинская нефть имеет шифр 2.2.3.3.2, Усинская – 2.2.3.2.3., Узеньская – 1.3.3.1.3, Самотлорская – 2.1.3.1.2. и т.д. 11.3. Состав нефти 11.3.1. Фракционный состав. Нефть не имеет определенной температуры кипения, т.к. является смесью огромного числа органических веществ. Фракционный состав определяют путем перегонки нефти на специальных стандартных аппаратах при постепенно повышающейся температуре, когда отдельные компоненты отгоняются в порядке повышения их температур кипения. Поэтому нефть и ее продукты переработки характеризуются не температурой кипения, а температурными пределами начала и конца кипения и выходом определенных фракций, перегоняющихся в определенном интервале температур. Отбор фракций, выкипающих до 350 оС, проводят при атмосферном давлении, а остальных, во избежание термического разложения – при глубоком вакууме. При атмосферной перегонке нефти выделяют следующие фракции: – начало кипения – 28 оС – углеводородный газ; – 28–140 оС (28–180 оС) – бензиновая фракция; – 140–180 оС – лигроиновая фракция (тяжелая нафта); – 140–220 оC (180–240 оС) – керосиновая фракция; – 180–350 (220–350; 240–350) оC – дизельная фракция (легкий или атмосферный газойль); – > 350 оС – мазут. Фракции, выкипающие до 350 оС, называют светлыми. Остающийся в остатке после отгона светлых фракций мазут далее можно направить на дальнейшую перегонку в вакууме. При этом в зависимости от направления переработки нефти выделяют следующие фракции: – 350–500 (350–550) оС – вакуумный газойль (дистиллят); – > 500 оC (> 550) – вакуумный остаток (гудрон). – 300–400 (330–420) оС – легкая масляная фракция (трансформаторное масло); – 400–450 (420–490) оС – средняя масляная фракция (машинное масло); – 450 – 490 оС – тяжелая масляная фракция (цилиндровое масло); – > 490 оC (> 500 оС, > 550 оС) – гудрон. Фракции, выкипающие, при температурах > 350 оС, называют темными. Если при вакуумной перегонке дистиллят не делят на несколько фракций, а выводят из колонны одним потоком, то его называют вакуумным газойлем (вакуумным дистиллятом), из которого затем путем более сложных процессов переработки получают дизтопливо, бензин и другие продукты. 10.3.2. Химический и элементный состав. Доля углерода в нефтях колеблется в пределах 84–87 % масс, водорода 12–13, 5 %, на остальные элементы приходится 1–4 % (табл. 11.2). Основная масса химических соединений представлена в нефти углево-дородами, в том числе ациклическими (гомологический ряд алканов), карбо-циклическими, которые включают гомологические ряды циклоалканов и аренов (гомологические ряды бензола, нафталина, антрацена и т.д.). Таблица 11.2 Элементный состав нефтей
Кроме того, в нефти присутствуют гетероциклические соединения, имеющие в составе циклического скелета, кроме атомов углерода, один или несколько гетероатомов (как правило, серы, азота, кислорода). Качество нефти находится в прямой зависимости от ее химического состава, а отсюда определяется и технология ее переработки. Чем больше в нефти легких углеводородов (светлых фракций), меньше серы, азота, кислорода, тем выше ее качество. 11.4. Нефтепродукты При переработке нефти получают более 600 различных продуктов. Они делятся на следующие группы: – нефтяные топлива; – нефтяные масла; – пластические смазки; – консервационные смазочные масла; – смазочно-охлаждающие технологические средства; – присадки к маслам и топливам; – нефтяные растворители, ароматические углеводороды, осветительные керосины; – масла – белые, вакуумные, технологические, теплоносители; – разные нефтепродукты (парафины, церезины, вазелины, нефтяной кокс, битумы, нефтяные кислоты). 11.4.1. Жидкие топлива. Oни включают а) бензины автомобильные; Автомобильные бензины. Это смеси бензиновых фракций прямой перегонки, а также каталитического крекинга, каталитического риформинга с до-бавками алкилата, изомеризата и других компонентов. В настоящее время в России выпускают следующие марки автомобильных бензинов: А-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 (А – автомобильный; И – октановое число, определено по исследовательскому методу; 80, 92, 95, 98 – значения октанового числа данной марки автобензина; отсутствие буквы «И» обозначает, что октановое число определено по моторному методу). В России с 2003 г. прекращен выпуск этилированных бензинов. Авиационный бензин. Это смесь бензиновых фракций прямой перегонки нефти, а также каталитического крекинга, каталитического риформинга и других компонентов с добавками присадок различного назначения. В России выпускаются две марки: Б – 91/115иБ – 95/130(Б – бензин авиационный; цифра в числителе дроби – октановое число бензина; цифра в знаменателе дроби – сортность бензина). Топлива для воздушно-реактивных двигателей (ВРД) (реактивные топлива, авиакеросины ) в России получают в основном из керосиновых фракций прямой перегонки нефти. Выпускают эти топлива для летательных аппаратов с дозвуковой скоростью двух сортов: ТС-1 и РТ по ГОСТ 10227-98. Для сверхзвуковой авиации в России производят реактивное топливо марки Т-6. Основное требование к авиационным топливам состоит в том, что их температура кристаллизации не должна превышать минус 60 оС. Дизельное топливо предназначено для использования в двигателях с зажиганием от сжатия топливовоздушной смеси. Получают из газойлевых фракций прямой перегонки нефти и вторичных процессов нефтепереработки (каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование и др.). Нефтеперераба-тывающая промышленность России производит три вида дизельного топлива: летнее («Л»), зимнее («З») и арктическое («А»). Они различаются между собой, прежде всего, по температурам застывания (у марки «Л» минус 10 оС, марки «З» минус 35 оС, марки «А» минус 55 оС). Газотурбинное топливо предназначено для газовых турбин, установленных на речных и морских судах и на электростанциях. Получают из дистиллятов процессов прямой перегонки нефти, коксования и др. Печные топлива применяются для сжигания в печах различного назначения, в том числе и бытовых. Получают из дистиллятов процессов прямой перегонки нефти и других процессов. Котельное топливо может включать газойли и остаточные продукты, полученные в процессах прямой перегонки нефти (мазут) и во вторичных процессах, рафинаты от производства масел и др. Применяют в качестве топлива для ряда промышленных печей и паровых котлов. Выпускаются две марки: Сжиженные газы коммунально-бытового назначения получают из продуктов первичной перегонки нефти, каталитического крекинга и каталитического риформинга, пиролиза и др. Производят три марки, различающиеся содержанием бутана и пропана: СПБТЗ – смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ – смесь пропана и бутана техническая летняя и БТ – бутан технический. 11.4.2. Нефтяные масла. В эту группу нефтепродуктов включены тем-ные дистилляты и остаточные продукты различной вязкости, способа и степени очистки, предназначенные к применению в качестве смазки. Нефтяные масла классифицируют: – по способу производства – на дистиллятные, остаточные, смешанные (дистиллятные + остаточные); – по способу очистки – на неочищенные (обычно это продукты прямой перегонки нефти), кислотно-щелочной очистки, кислотно-контактной очистки, селективной очистки, адсорбционной очистки, гидроочистки-гидрокрекинга; – по области применения – на смазочные и специальные. Смазочные масла делятся на индустриальные, компрессионные, трансмиссионные, приборные, моторные и др. 11.4.3. Индивидуальные углеводороды, получаемые в нефтепереработке, предназначены в основном для органического синтеза. Среди них представители различных классов: – алканы – метан, этан, пропан, бутаны и др. – алкены – этилен, пропилен, бутилены; – арены – бензол, толуол, ксилолы и др. 11.4.4. Пластичные (консистентные) смазки так же, как и масла, яв-ляются смазочными материалами. Они применяются для многих целей: – непосредственно для смазки; – для консервации (хранения); – как уплотнительный материал; – как изоляционный материал. В своем составе пластичные смазки содержат а) масла; б) твердый загуститель, который разбухает в масле; в) облагораживающие добавки. 11.4.5. Парафины и церезины. Парафины представляют собой твердые алканы (в основном нормального строения) с числом углеродных атомов в молекуле от 18 и выше и молекулярной массой 350–420. Они имеют кристаллическое строение. Используются в пищевой и бумажной промышленно-сти, радио- и электротехнике, производстве моющих средств и ПАВ, лаков, красок и смазок, резин и шин, спичек и свечей и др. Окислением парафинов получают синтетические жирные кислоты (СЖК). Сырьем для производства нефтяных парафинов служит гач (отходы масляного производства). Церезины отличаются от парафинов химическим строением. В их состав входят нафтены и арены с длинными алкильными цепями, преимущественно изостроения, а также высокомолекулярные парафины нормального и изостроения. Молекулярная масса церезинов составляет 500–750, т. е. выше чем у парафинов. Это объясняется тем, что в состав церезинов входят углеводороды с числом углеродных атомов от 36 до 55. Нефтяные церезины получают из петролатумов. Товарный церезин получают также из озокерита (горного воска, земля-ного воска), который представляет собой минерал, образованный пористой породой, пропитанный смесью твердых углеводородов и смол. Органическая часть озокерита выплавляется из породы, и из нее отгонкой легких фракций и очисткой остатка получают различные сорта товарного церезина. Основные направления использования церезинов – это производство смазок и восков, кремов, мастик, свечей, копировальной бумаги. 11.4.6. Битумы –этожидкие, полужидкие или твердые нефтепро-дукты, получаемые из гудрона, крекинг-остатков и некоторых побочных продуктов производства масел. По химическому составу битумы – это смесь высокомолекулярных углеводородов и асфальто-смолистых веществ. Битумы широко применяются в дорожном строительстве и в качестве кровельных и изоляционных материалов. 11.4.7. Гудрон – это остаток вакуумной разгонки мазута (выше 500 оС). Он служит сырьем для получения остаточных масел, битума, а также кокса. 11.4.8. Нефтяной кокс – это пористый твердый углеродный материал, получаемый при коксовании тяжелых нефтяных остатков (гудрона, крекинг-остатков, тяжелой пиролизной смолы и др.). Процесс замедленного коксования (наиболее распространенный в мире метод получения кокса) ведут при температуре 470–520 оС и давлении до 0, 65 МПа без доступа воздуха. Коксование относится к вторичным процессам нефтепереработки. Для сравнения, угольный кокс получают коксованием каменного угля при 950–1050 оС также без доступа воздуха. Кокс содержит около 98 % углерода. Его используют в основном в металлургической промышленности в качестве энергоносителя и восстановителя металлов из рудных минералов. 11.4.9. Присадки к топливам и маслам. Присадками называют вещества, добавляемые в небольших количествах с целью улучшения эксплуатационных свойств топлив и масел. Они вырабатываются методами органического синтеза из различных соединений. Различают антидетонационные, антиокислительные, антикоррозионные, моющие, депрессорные, противопенные и другие присадки. 11.4.10. Прочие нефтепродукты различного назначения. К ним относятся следующие продукты нефтепереработки: – смазочно-охлаждающие нефтепродукты (эмульсолы, пасты, смазочно-охлаждающие жидкости) применяют для облегчения резания металлов. Для этого они должны иметь высокие смазывающие свойства, эффективно охлаждать поверхности контакта и обладать хорошей моющей способностью. – нефтяные кислоты и их соли (асидол, мылонафт и др.) используются в основном в мыловаренном производстве. – синтетические жирные кислоты (СЖК) представляют собой про-дукты окисления высокомолекулярных парафинов. Применяются в производ-стве кормовых добавок и др. – нефтяные сульфокислоты используются для приготовления мастик, моющих средств, деэмульгаторов. – осветительный керосин – первый продукт, который человечество начало получать из нефти промышленным способом. Основное требование к керосину – легко подниматься по фитилю, давая яркое пламя и сгорая без копоти. Поэтому основным показателем качества такого керосина является высота некоптящего пламени. Этот показатель заложен в марках осветительного керосина КО-25и КО-30, где цифры обозначают высоту некоптящего пламени в миллиметрах. – нефтяные растворители применяют в лакокрасочной и резиновой промышленности в качестве растворителя каучука и для приготовления резинового клея. Кроме этого, нефтяные растворители используют для промывки и обезжиривания металлических изделий и т.д.
11.5. Подготовка нефти на нефтепромыслах 11.5.1. Стабилизация нефти на местах сбора. Нефть, извлеченная из скважины, как правило, непригодна для перекачки на НПЗ, т.к. она содержит в своем составе газовые компоненты углеводородного и неуглеводородного характера (Н2S, СО2), воду с растворенными в ней солями и механические примеси (песок, глину, известняк). По этой причине извлеченную из скважины нефть называют сырой. На каждую тонну добытой нефти приходится в среднем 50–100 м3 попутного газа, 200–300 кг воды и десятки килограммов механических примесей. Перед транспортировкой все перечисленные примеси из нефти должны быть удалены. Первичная очистка нефти от нежелательных компонентов осуществляется системами сбора нефти и газа, куда направляют нефть непосредственно после извлечения ее из скважины. На рисунке 11.1 приведена технологическая схема системы высоконапорного герметичного нефтегазоводосбора с многоступенчатой сепарацией газа. I
Н – 1 IV I А–1 III I
Е–1
А–2 Н–2 Н–3 Е–2
|