Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Олимпиады по обществознанию.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Критерии оценивания ответов На задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Ответы и критерии оценивания ответов на задания Олимпиады по обществознанию. Класс. Общая сумма баллов – 118. 1.
По 0, 5 балла за каждый верный ответ по каждой позиции.. Максимальная оценка – 6 баллов. 2. А. 1 балл 3. А, В, Д, Ж. 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов. Максимальная оценка – 2 балла 4. А) основания приобретения полной гражданской дееспособности. Б) элементы политической культуры. В) основания социальной стратификации. Г) экономические задачи государства. По 1 баллу за правильный ответ на каждую часть задания. Максимальная оценка – 4 балла. 5. А) венчурных предприятий. Б) антропогенез. В) мировоззрения. По 1 баллу за каждое правильно записанное слово. Максимальная оценка- 3 балла. 6.
3 балла – при отсутствии ошибок. 2 балла - при ошибке в распределении одного элемента. 1 балл – при ошибке в распределении 2-3 элементов. Максимальная оценка – 3 балла. 7. А) Предпринимательство Б) Юридическое лицо. По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальная оценка – 2 балла. 8. А) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни – гражданское общество. Б ) Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, принимать на себя и исполнять гражданские обязанности - гражданская дееспособность. В) Осознаваемая и переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – потребность. По 1 баллу за каждое правильное составленное определение с указанным понятием. Если составлено только определение или приведено только понятие – по 0, 5 балла. При составлении определений допускаются незначительные отклонения от образца (например, перестановка частей фразы, не влияющая на ее смысл). Максимальная оценка – 3 балла. 9.
3 балла – при отсутствии ошибок. 2 балла - при ошибке в распределении одного элемента. 1 балл – при ошибке в распределении 2-3 элементов. Максимальная оценка – 3 балла.
10.
2 балла – при отсутствии ошибок. 1 балл - при ошибке в распределении 1-2 элементов.
11. А) Представление – относится к чувственным формам познания, остальное - к рациональным. Б) Получение титула баронета мелкопоместным дворянином – пример вертикальной мобильности, все остальное – горизонтальная мобильность. В) Порождение в процессе деятельности качественно нового, ранее неизвестного – не относится к признакам, свойственным для любой человеческой деятельности. По 1 баллу за правильное определение лишнего слова в каждом ряду, сопровождающееся пояснением. По 0, 5 балла – то же, но без пояснения. Максимальная оценка – 3 балла.
12. Образец заполнения пропусков: А) Потребность в воспроизводстве рода – семья; потребность в безопасности и социальном порядке - ГОСУДАРСТВО; потребность в добывании средств существования – производство; потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров – образование; потребность в решении духовных проблем, определении смысла жизни – РЕЛИГИЯ, Б) Дошкольный возраст – игра; младший школьный возраст - учение, подростковый возраст - ОБЩЕНИЕ. В) Романо-германская правовая семья – нормативно-правовой акт; семья исламского права – религиозная доктрина; англо-саксонская правовая семья – (правовой) ПРЕЦЕДЕНТ. Г) Средневековье - ТЕОЦЕНТРИЗМ, эпоха Возрождения – антропоцентризм, эпоха Просвещения – рационализм. По 1 баллу за правильное заполнение всех пропусков в каждом ряду. Максимальная оценка – 4 балла.
13.
2 балла – если верно соотнесены все элементы. 1 балл – допущено одно несоответствие. Максимальная оценка- 2 балла. 14.
2 балла – если верно соотнесены все элементы. 1 балл – допущено одно несоответствие. Максимальная оценка- 2 балла. 15. ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. ВТО – Всемирная торговая организация ЕвразЭС – Евразийское экономическое сообщество. По 1 баллу за правильную расшифровку каждой аббревиатуры. Максимальная оценка- 4 балла. 16.
2 балла – за правильно озаглавленные колонки. 2 балла – за полностью правильное распределение элементов по ячейкам (при ошибке в распредлении одного элемента – 1 балл). Всего – 4 балла. 17. А бс е нтеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Т е ократическое государство – государство, в котором государственная и религиозная власть объединены в одним руках. Д е в а львация – снижение официального курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. Кс е н о фобия – неприязнь, нетерпимость по отношению к представителям другой национальности, веры, культуры. По 1 баллу за каждое написанное без ошибок слово с правильным раскрытием его смысла. По 0, 5 балла – за выполнение только первой или только второй части задания. Максимальная оценка- 4 балла.
18. А) Пример иллюстрирует то, что относительная истина – это истина ограниченная, справедливая для каких-то частных условий. Б) Относительность истины может проявляться также в том, что она пересматривается с течением времени. В) Да, в приведенном примере речь идет об объективной истине, поскольку тот факт, что вода при стандартных условиях кипит при 100°С никак не зависит от особенностей познающего субъекта. По 1 баллу за правильный ответ на каждую часть вопроса. Максимальная оценка- 3 балла. 19. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы: А) Экономическая интеграция (допустимы ответы интернационализация производства, глобализация) За ответ - 1 балл Б) Причины: 1) дешевая рабочая сила. 2) повышение спроса на автомобили в России вследствие увеличения доходов населения. 3) таможенные барьеры, делающие более выгодным сборку машин внутри страны, чем ввоз готовой продукции. По 1 баллу за каждую указанную позицию. Всего – 3 балла. В) Да; ВВП – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года на территории страны, независимо от того, принадлежит предприятие национальному или иностранному капиталу. 1 балл. Г) Цели российского правительства: 1 – сохранить производство на смежных предприятиях и не допустить обострения социальной ситуации вследствие увольнения с них рабочих; 2 – в некоторых случаях действует ожидание того, что развертывание производства высокотехнологичных комплектующих может способствовать освоению на российских предприятиях новых технологий. (Могут быть предложены и другие адекватные варианты ответа). До 2 баллов в зависимости от полноты ответа. Максимальная оценка за все задание – 7 баллов. 20. Образец текста с заполненными пропусками: Большое распространение в 9 получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения членства 6 и 7 партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических лидеров, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно 13 на базе различных 16 фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время 11. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается 12 единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются 1, на основе профсоюзных и иных 2 движений, отражающих интересы различных социальных групп. Правильно заполнены все 9 пропусков – 3 балла. Правильно заполнены 7-8 пропусков – 2 балла. Правильно заполнены 5-6 пропусков – 1 балл. Максимальная оценка – 3 балла.
21. А) Гражданином К. совершены два правонарушения: - мешал отдыхать соседям в ночное время – Административный кодекс; - опоздал на работу – Трудовой кодекс РФ. По 1 баллу за каждую часть ответа.Всего – 2 балла. Б) (1) – действия правомерны, так как право на ежегодный оплачиваемый отпуск у работника появляется после того, как он проработал на предприятии 6 мес. (2) - действия администрации в принципе правомерны: выплата премии – не обязанность, а право администрации; она назначается за достижение тех или иных показателей результативности труда, которые в данном случае могли быть не достигнуты К. (3) – администрация не нарушила нормы ТК - в действующем Трудовом кодексе нет норм, согласно которым дисциплинарное взыскание не может быть применено, если ранее к данному работнику не применялись более мягкие дисциплинарные взыскания. По 2 балла за ответ на каждую часть. Всего – 6 б. В) Нет, не соответствует, поскольку проступок К. не является прогулом – он отсутствовал на рабочем месте менее 4 часов. 1 балл Г) В предпоследнем предложении слова административный проступок должны быть исправлены на дисциплинарный проступок. 1 балл. Максимальная оценка за все задание – 10 баллов. 22. № 4 2 балла 23. По 0, 5 балла за каждую верно показанную связь элементов (линии между ними). Всего – 6 б. 24.
По 1 б. за каждое верную подпись с правильным соотнесением. По 0, 5 б. – за подпись при неверном соотнесении или отсутствии соотнесения. (Примечание: баллы за соотнесение засчитываются только в том случае, если указан принцип группировки). Всего – 10 баллов.
25.1. А) ДА: (6, 0 млн. – 4, 5 млн.) 4, 5 млн. Б) ДА: на всем протяжении 2007 г. число безработных было меньше, а число занятых – больше, чем за аналогичный период 2006 года. В) НЕТ: 100% х 7, 1 млн. / (7, 1 млн. + 67, 8 млн.) = 9, 5 %. По 2 балла за ответ на каждую часть вопроса, сопровождающийся пояснением, по 1 баллу – за ответ без пояснения. Всего – 6 б. 25.2. Причина связана с сезонными колебаниями численности занятых (в сельском хозяйстве и ряде других отраслей). 1 балл 25.3. в, г, д. По 1 баллу – за каждую правильно указанную букву. За каждую неправильно указанную букву – минус 1 балл (если неправильных ответов 3 и более, результат равен 0 баллов). Максимальная оценка за все задание – 10 баллов. 26.Критерии оценивания эссе
Ответы и критерии оценивания ответов на задания олимпиады по обществознанию. Класс. Общая сумма баллов – 117.
1.
По 0, 5 балла за каждый верный ответ по каждой позиции.. Максимальная оценка – 5 баллов. 2. А) Антропогенеза. Б) Социализации. В) Социальный статус. Г) Реформ. По 1 баллу за каждое правильно записанное слово. Максимальная оценка- 4балла. 3. А. 1 балл 4. А. 1 балл 5.
1 балл за правильную последовательность. 6. Б, Д, Е. 2 балла при полностью правильном ответе; 1 балл – если правильно указаны только 2 элемента. При наличии неправильных элементов ответа – 0 баллов. 7. А, В, Д, Ж. 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов. Максимальная оценка – 2 балла 8. В, Г, Д. 2 балла при полностью правильном ответе; 1 балл – если правильно указаны только 2 элемента. При наличии неправильных элементов ответа – 0 баллов. 9. Б, В, Д, Е 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов. Максимальная оценка – 2 балла 10. Б, В, К, Е 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов. Максимальная оценка – 2 балла 11. Б, Г, Д, Е. 2 балла за полностью правильный ответ, 1 балл – если правильно указано 3 элемента из четырех. При наличии. наряду с правильными, неправильных вариантов ответа – 0 баллов. Максимальная оценка – 2 балла 12. По какому принципу образованы ряды? А) основания приобретения полной гражданской дееспособности. Б) элементы политической культуры. В) виды социальных норм. Г) организационно-правовые формы предпринимательства. По 1 баллу за правильный ответ на каждую часть задания. Максимальная оценка – 4 балла. 13. Что является лишним в каждом логическом ряду? (Лишнее слово подчеркните, и объясните, почему вы так решили). А) Буддизм – мировая, а не национально-государственная религия. Б) Германия – республика, а не монархия, как остальные государства. В) Пенсионеры – не являются малой группой. Г) Представление – относится к чувственным формам познания. По 1 баллу за правильное определение лишнего слова в каждом ряду, сопровождающееся пояснением. По 0, 5 балла – то же, но без пояснения. Максимальная оценка – 4 балла. 14. А) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов выражающих разнообразные частные интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни – гражданское общество. Б ) Осознаваемая и переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности – потребность. По 1 баллу за каждое правильное составленное определение с указанным понятием. Если составлено только определение или приведено только понятие – по 0, 5 балла. При составлении определений допускаются незначительные отклонения от образца (например, перестановка частей фразы, не влияющая на ее смысл). Максимальная оценка – 2 балла. 15. А бс е нтеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Пр о ф и цит – превышение доходов бюджета над расходами. Кс е н о фобия – неприязнь, нетерпимость по отношению к представителям другой национальности, веры, культуры. Л е г и тимность – узаконенность, признание законности, обоснованности власти Д и в и ден д – доход, получаемый владельцем акции Пр о т е кц и онизм – политика, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. По 1 баллу за каждое написанное без ошибок слово с правильным раскрытием его смысла. По 0, 5 балла – за выполнение только первой или только второй части задания. Максимальная оценка- 4 балла. 16. Образец заполнения пропусков: А) Суверенитет народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей; социальное государство; демократическое государство; правовое государство; светское государство; политический плюрализм; многообразие и равноправие форм собственности. Б) Дошкольный возраст – игра; младший школьный возраст - учение, подростковый возраст – общение. В) Средневековье - теоцентризм, эпоха Возрождения – антропоцентризм, эпоха Просвещения – рационализм Г) Мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги. По 1 баллу за правильное заполнение всех пропусков в каждом ряду. Максимальная оценка – 4 балла. 17.
2 балла – при отсутствии ошибок. 1 балл - при ошибке в распределении 1-2 элементов. 18.
2 балла – если верно соотнесены все элементы. 1 балл – допущено одно несоответствие. Максимальная оценка- 2 балла. 19.
2 балла – за верное определение названий колонок. По 0.5 б. – за правильное отнесение в нужную графу каждого элемента. Максимальная оценка – 7 баллов. 20.
2 балла – за правильно озаглавленные колонки. 2 балла – за полностью правильное распределение элементов по ячейкам (при ошибке в распредлении одного элемента – 1 балл). Всего – 4 балла. 21. А) Пример иллюстрирует то, что относительная истина – это истина ограниченная, справедливая для каких-то частных условий. Б) Относительность истины может проявляться также в том, что она пересматривается с течением времени. В) Да, в приведенном примере речь идет об объективной истине, поскольку тот факт, что вода при стандартных условиях кипит при 100°С никак не зависит от особенностей познающего субъекта. По 1 баллу за правильный ответ на каждую часть вопроса. Максимальная оценка- 3 балла. 22. № 4 2 балла 23.
По 1 б. за каждое верную подпись с правильным соотнесением. По 0, 5 б. – за подпись при неверном соотнесении или отсутствии соотнесения. (Примечание: баллы за соотнесение засчитываются только в том случае, если указан принцип группировки). Всего – 10 баллов. 24. А) 1. Стандартизация; 2. Коммерческий характер; 3. Ориентация на массового потребителя. 2 балла. Если указаны 2 или 3 признака, 1 балл – если назван один признак. Б) 1. Возникновение массового производство. 2. Революция в средствах связи. 3. Достижение высокого уровня грамотности. До 3 баллов в зависимости от полноты перечисленных предпосылок.. В) В возможности манипулирования сознанием и поведением людей при помощи массовой культуры. 1 балл. Г) Могут быть приведены два любых соответствующих заданию примера. Приведите любые два примера положительных последствий развития массовой культуры для общества. По 1 баллу за каждый пример, всего – 2 балла. Максимальная оценка за все задание – 8 баллов. 25. Положительное решение об эмансипации при отсутствии согласия родителей может быть принято судом. За полный и правильный ответ – 3 балла. 26. НЕТ, нельзя. 1. Нет массовой партии, являющейся опорой режима. 2. Нет единой идеологии. 2. Отсутствует полный контроль над экономикой. 4. Нет тотального контроля над СМИ, допускается деятельность не оппозиционных партий. По 1 баллу за каждый элемент аргументации. Максимальная оценка – 4 балла. 27. 27.1. А) ДА: (6, 0 млн. – 4, 5 млн.) 4, 5 млн. Б) ДА: на всем протяжении 2007 г. число безработных было меньше, а число занятых – больше, чем за аналогичный период 2006 года. В) НЕТ: 100% х 7, 1 млн. / (7, 1 млн. + 67, 8 млн.) = 9, 5 %. По 2 балла за ответ на каждую часть вопроса, сопровождающийся пояснением, по 1 баллу – за ответ без пояснения. Всего – 6 б. 27.2. Причина связана с сезонными колебаниями численности занятых (в сельском хозяйстве и ряде других отраслей). 1 балл 27.3. в, г, д. По 1 баллу – за каждую правильно указанную букву. За каждую неправильно указанную букву – минус 1 балл (если неправильных ответов 3 и более, результат равен 0 баллов). Максимальная оценка за все задание – 10 баллов.
|