Критерий
| Максимум баллов
| Пояснения к оцениванию
|
1. Обоснование выбора темы.
| 1 б.
| Обоснование выбора темы отсутствует либо дано в предельно общем виде – 0 б.
Выбор темы обосновывается пояснением актуальности или дискуссионности рассматриваемой проблемы – 1 б.
|
2. Глубина раскрытия сущности проблемы, заключенной в высказывании.
| 3 б.
| Учащийся не понял суть проблемы, заключенной в высказывании, пишет о том, что не имеет к ней отношения – 0 б.
Дана информация, имеющая прямое отношение к заключенной в высказывании проблеме, но сущность проблемы не обозначена, четкие выводы не сделаны – 1 б.
Присутствуют выводы, отражающие результат осмысления проблемы; сущность проблемы четко не обозначена – 2 б.
Четко обозначена сущность рассматриваемой проблемы, сделаны отчетливые выводы, подводящие итог ее рассмотрению автором эссе – 3б.
|
3. Проявление творческого, самостоятельного характера осмысления темы.
| 2 б.
| Тема рассматривается в стандартном ключе, особенности авторского взгляда не прослеживаются – 0 б.
Присутствуют отдельные позиции, отражающие личный, самостоятельный взгляд автора эссе на проблему – 1 б.
Выстроена целостная линия обоснования самостоятельного авторского взгляда на проблему – 2 б.
|
4. Грамотность использования терминов и понятий.
| 2 б.
| В работе присутствует грубое искажение смысла обществоведческих терминов, понятий или обществоведческие термины, понятия не используются – 0 б.
В работе используются отдельные обществоведческие термины и понятия, однако смысл ключевых для понимания данной проблемы понятий не уточняется – 1 б.
В работе широко и грамотно используется обществоведческая терминология, соответствующая контексту рассматриваемой проблемы, смысл ключевых понятий уточняется – 2 б.
|
5. Разнообразие и качество используемых примеров
| 3 б.
| Рассуждения не подкрепляются примерами, фактами - 0 б.
Присутствуют примеры на уровне обыденного (житейского) опыта, не подвергающиеся интерпретации с позиций обществоведческой науки – 1 б.
Для обоснования некоторых положений приводятся примеры из курса обществознания, истории; разнообразия примеров не наблюдается – 2 б.
В работе использован хорошо продуманный набор примеров из истории; современной общественной жизни; личного социального опыта; обществоведческих наук – 2 б.
|
6. Четкость и доказательность основных положений работы.
| 2 б.
| Выводы не основаны на фактах или прямо противоречат им – 0 б.
Сделана попытка обоснования основных выводов с помощью фактов и аргументов; однако система аргументации недостаточно убедительна; логическая структура работы не вполне удачна – 1 б.
Выводы аргументированы и доказательны, прослеживается четкая логическая линия рассуждений автора на протяжении всей работы – 2 б.
|
7. Знание различных точек зрения по избранному вопросу
| 2 б.
| Указаний на знакомство автора с существованием разных точек зрения на проблему в эссе не просматривается – 0 б.
Содержится упоминание об основной сути альтернативного взгляда на проблему – 1 б.
Указаны позиции конкретных ученых, политических и общественных деятелей, придерживающихся разного взгляда на рассматриваемую проблему; ИЛИ дан полноценный критический анализ точек зрения, расходящихся с авторской – 2 б.
|