Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стихийные процессы передачи информации.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Прежде всего слух — это информация, удовлетворяющая какую-то психическую потребность людей, неудовлетворенную иными способами. Неудовлетворенность и ожидание получить удовлетворение выступают в качестве мотива для восприятия и воспроизведения услышанного. Передаваемый изустно, слух является продуктом коллективного творчества, коллективной попыткой объяснить проблематичную и эмоционально насыщенную ситуацию. Далее, столь же очевидно, что слух — это информация, достоверность которой может быть весьма различной и колебаться в очень широком диапазоне: от совершенно достоверной до абсолютно ложной с деталями, которые искажают достоверную информацию или придают черты правдоподобия информации, полностью недостоверной. Эти колебания являются следствием того, что в процессе циркуляции сюжет слуха подвергается изменениям в сторону его приспособления к психическим нуждам аудитории. Первая характеристика определяет собой объективную степень достоверности, т. е. отношение суждения, лежащего в основе слуха, к истине, а вторая определяет общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии аудиторией, — желание, страх или враждебность. По степени важности вторая характеристика, отражающая субъективное состояние людей, в среде которых распространяется слух, оказывается ведущей. «Японцам не хватит бензина даже на 6 месяцев» (США, зима 1942 г.). Преднамеренное распространение таких слухов-желаний чаще всего имело своей целью вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. Примерно так же распространялись — спонтанно и преднамеренно — и слухи-пугала. Такой слух по своей экспрессивной характеристике — полная противоположность слуху-желанию: он циркулирует в обществе или группах, где господствуют тревоги и страхи, порожденные неуверенностью. Эти слухи могут варьироваться от просто пессимистических до откровенно панических: «В Пирл-Харборе уничтожен весь Тихоокеанский флот» (США, 1941); В случае господства или искусственной культивации в обществе или в социальной группе настроений ненависти или враждебности по отношению к «внешнему» или «внутреннему» противнику (который, кстати, может быть воображаемым) возникает обстановка, благоприятная для распространения агрессивных слухов. Именно в таких условиях возникали или распространялись преднамеренно такие слухи, как: «В Леопольдвилле конголезцы вырезают белое население» (Конго, июль 1960 г.); К числу важнейших факторов, влияющих на возникновение и распространение слухов, обычно относят объем информации, доставляемой группам через официальные каналы, а также эмоциональное переживание как содержания информации, так и процессов ее воспроизведения и восприятия. Вторая закономерность сводится к тому, что сам процесс рассказывания служит утверждению личности индивида в группе. Рассказывая сюжет слуха, такое лицо (иногда бессознательно) стремится создать впечатление у слушателей, что ему доступны источники информации, недоступные для других. При разработке мер активного противодействия слухам, как и при организации контрпропаганды любого вида, возникает дилемма: либо молчать, что равнозначно поощрению уже начавшейся циркуляции слуха, либо опровергать, что косвенно служит распространению опровергаемого суждения. Как показывает практика, лучший выбор в этой альтернативе представляет подавление слуха фактами, а не его выделение для прямого опровержения. Если можно предвидеть появление политически невыгодных слухов или обнаружена их циркуляция, то лучшим противодействием оказывается широкая публикация противоречащих им фактов без какого-либо упоминания о слухах или возможности их появления.
|