Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к уровню (результатам) освоения дисциплины
Студент, изучивший дисциплину должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
· Обладать способностью реализовывать знания в области СО как сферы профессиональной деятельности (ПК 12); · Обладать способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внешней и внутренней коммуникации (ПК 26); · Обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационных, рекламных, консалтинговых агентств, (ПК 9). Тематический план курса
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность». Онтологический аспект: биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический аспект: функции коммуникации; единицы коммуникации; категории коммуникации. Методологический аспект. Основные методологические направления: бихевиоризм (Э.Л. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер), символический интеракционизм (Д. Мид), интеракционный подход (Т. Ньюкомб), феноменализм (А. Шюц), технологический детерминизм (Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Г.М. Маклюэн), структурно-функциональная теория (Т. Парсонс, Р. Мертон).
Тема 2. Развитие средств коммуникации в процессе антропосоциогенеза Коммуникация древнего мира. Невербальная акустическая коммуникация. Вербальная фаза межличностной коммуникации, возникновение речи. Социально-коммуникационная революция: появление письменности - путь к массовой грамотности. Революция в печати: эра И. Гутенберга. Возникновение прессы. Коммуникационная революция индустриального общества: телеграф, телефон, радио, телевидение. Новые средства коммуникаций в информационном обществе: компьютер, Интернет. Социокультурные последствия информационной революции. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Тема 3. Основные компоненты и модели коммуникативного процесса Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Коммуникативный акт и его составные элементы: источник (отправитель) сообщения, кодирование-декодирование сообщения, канал, получатель (аудитория), эффективность (обратная связь). Влияние каждого звена на эффективность коммуникации. Модели коммуникации. Линейная (модель Шеннона-Уивера, Г.Ласуэлла), М. Дефлер, нелинейная модель (Т. Ньюкомб), циркулярная (У. Шрамм, Ч. Осгуд), объемные модели: мозаичная (Л. Бейкер), спиральная (Ф. Дэнис), диффузная (Э. Роджерс), гомогенная, модель двухступенчатой коммуникации (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон).
Тема 4. Коммуникативные процессы Типы коммуникации. Уровни коммуникации: лингвистический, металингвистический, паралингвистический, семиотический, синтетический. Понятие информации. Информация и ее производство, мультипликация, распространение, восприятие, оценка, использование. Информационный процесс в разных социальных системах. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры. Влияние на содержание сферы производства информации и сферы ее потребления. Функции коммуникации. Содержание коммуникации. Понятие языка коммуникации.
Тема 5. Эффективность коммуникации Понятие эффективности коммуникации. Обратная связь. Барьеры коммуникации и пути их преодоления: социальные, психологические, когнитивные, физические, языковые, технические. Влияние составных частей и конфигурации коммуникативной цепи на эффективность коммуникации. Факторы повышения эффективности межличностной коммуникации. Совместимость партнеров как коммуникативных личностей, адекватное восприятие смысловой и оценочной информации. Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в нем. Престижность, надежность, доверительность. Тема 6. Семиотические концепции Понятие знака. Типологии знаков. Ф. де Соссюр. Треугольник Ч.Пирса. Свойства знака. Денотат. Коннотат. Функции знака. Знаковая система. Классификация систем знаков: образные, конвенциональные, натуральные.
Семиотика языка. Синтактика. Семантика. Полисемия. Прагматика. Языковые ожидания. Социальные мифы Р. Барта. Концепция Ю. Лотмана. Тема 7. Теория кодов. Когнитивные теории Парадигма и синтагма. Аналоговые и разделительные коды. Репрезентационные и презентационные коды. Сложные и простые коды. Массовые и специальные коды. Логические и условные. Теория значения Ч. Осгуда. Теория релевантности. Теория атрибуции. Установки и поведение. Когнитивный диссонанс Л. Фестингера. Межличностныйя как передача когнитивной, во-, поможет существенно развить иж про обман. Социальная оценка.
Тема 8. Вербальная коммуникация Влияние языка на мышление и поведение. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Высказывание и дискурс как единицы вербальной коммуникации. Возможности вербального воздействия на аудиторию. Слуховое восприятие речи. Пассивное, активное и эмпатическое слушание. Взаимная ответственность собеседников. Совершенствование процесса слушания. Причины, мешающие услышать собеседника.
Тема 9. Невербальная коммуникация Природа невербальной коммуникации. Невербальные средства коммуникации. Связь невербальной коммуникации с вербальной. Невербальные коды и каналы. Кинесика. Просодика и экстралингвистика. Такесика. Проксемика. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации. Социальная дифференциация и варьирование. Соотношение сознательного и бессознательного в невербальной коммуникации. Функции невербальных средств коммуникации.
Тема 10. Межличностная коммуникация Сущность межличностной коммуникации. Интерактивная, перцептивная и коммуникативная стороны общения. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в общении. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность общения. Индивидуальное и социальное в общении. Функции межличностной коммуникации. Гуманистическая, ритуальная, манипулятивная коммуникация: цели, социально-психологические механизмы.
Тема 11. Публичная коммуникация Особенности публичной коммуникации. Жанры публичной коммуникации в различных сферах: учебной, научной, деловой, общественно-политической и социально-культурной, религиозной. PR-жанры: пресс-конференция, презентация. Планирование публичной коммуникации: цель, тема коммуникации; изучение аудитории; учет места, времени, эмоционального климата. Информационная публичная речь: анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ. Убеждающая публичная речь. Подготовка и реализация выступления. Основные элементы публичной речи. Общая организация публичной речи. Информативное сообщение и его специфика. Основные качества речи оратора.
Тема 12. Массовая коммуникация Сущность массовой коммуникации. Свойства СМК. Особенности структуры массовой коммуникации. Коммуникаторы: «редакции» и «издатели». Массовая информация. Средства массовой коммуникации: СМИ, телекоммуникация, информатика. Структура СМИ: пресса, аудиовизуальные, информационные службы. Массовые аудитории. Функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, культурологическая, функция социализации. Влияние массовой коммуникации в обществе.
Тема 13. Межкультурная коммуникация Понятие межкультурной коммуникации. Социально-психологические сценарии поведения в различных культурах. Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Межкультурная коммуникация в малых и больших группах. Национальный характер и его отражение в коммуникации: аккультурация, экспансия, диффузия, культурный конфликт. Типы восприятия межкультурных различий. Международные информационные потоки.
Тема 14. Связи с общественностью как вид коммуникации PR, как система коммуникационных практик. Модели PR-практики. Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз: определение проблемы, планирование и программирование, действие и коммуникация, оценка программы. PR, как коммуникационный менеджмент. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации. Пресс-конференция, письмо в редакцию, пресс-релиз, выступление по радио, выступление по телевидению. Написание речей. Коммуникативные способности личности как атрибут субъектной PR-деятельности.
Тема 15. Коммуникация в различных сферах общественной жизни Коммуникация в различных отраслях социальной сферы: образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, рекреации, спорте. Коммуникация в организациях. Политическая коммуникация. Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях. Особенности рекламной коммуникации. Протестная коммуникация. Особенности осуществления уличных коммуникаций. Стихийные коммуникации и процессы обмена информацией. Коммуникативные технологии.
Тема 16. Методы исследования коммуникации Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, моделирование, сравнительный, системный. Частнонаучные методы исследования: социологический (опросы, анкетирование, статистический анализ), социолингвистический, психологический (наблюдение, социометрия). Конкретные методы: корреляционный анализ, факторный, дисперсионный анализ. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Фокус-группы. Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: Учебное пособие для вузов. - М., 2005. 2.Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М., 2002. 3.Брандел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: теория и практика в эпоху информации. СПб-2000. 4.Брайнт Дж. Основы воздействия СМИ / Брайнт Дж.., Томпсон С./ - М., 2004. 5.Головко Б., Информационный менеджмент массовой коммуникации.-М., 2005. 6.Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации Учебное пособие для вузов, М., 2010. 7.Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб., 2006. 8.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура./под ред. О.И.Шкаратана/, М., 2000. 9.Кириллова Н.Б. Медиакультура. Теория, история, практика.-М., 2008. 10.Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии- М., 2009. 11.Никитина Е.С. Семиотика, - М., 2006. 12.Маклюэн М. Понимание медиа.-М., 2003. 13.Основы теории коммуникации. Учебник /под ред. М, А.Василика/, М., 2007. 14.Саблина С.Г. Коммуникация и общественные связи: западные теории, методология, практика-М., 2009. 15.Сиссорс Дж. З. Рекламное media-планирование / Дж. 3. Сиссорс, Р.Б. Бэрон./ - СПб.2004. 16.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского/ - М.2003. 17.Терин В.П. Массовая коммуникация. - М., 2000. 18.Уилкокс Д.Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. - М., 2004 19.ЦыгановВ.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент-М., 2009. 20.Харрис Р. Психология массовых коммуникаций, - СПб. 2002. 21.ШарковФ.И. Коммуникология (базовый курс) Учебник, М., 2010. 22.Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: Учебное пособие. СПб., 2007. Дополнительная литература 1.Агеев В.Н. Семиотика.- М., 2002. 2.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004.
3.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. -М., 2001. 4.Барт Р. Мифологии. – М., 2007. 5.Белянин В.П. Введение в психолингвистику.- М., 2001. 6.Волков В., Хархордин О. Теория практик- СПб, 2008. 7.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.- М.. 2001. 8.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М., 2005. 9.Бодрийяр Ж., К критике политической экономии знака.- М., 2007. 10.Бориснев С.В. Социология коммуникации. Учебник для вузов -М., 2003. 11.Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 2001. 12.Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации М., 2002. 13.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2003. 14.Дебрэ Р., Введение в медиологию.-М., 2009. 15.Дик У. Эффективная коммуникация -Харьков, 2007. 16.Зимбардо Ф. Социальное влияние - М., 2000. 17.Кастельс М. Галактика Интернет - Екатеринбург, 2004. 18.Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М./ - М., 2001. 19.Лазарсфельд П., Мертон Р., Массовые коммуникации, массовые вкусы и организованное социальное действие /в сб. Массовые коммуникации в современном мире/- М., 2000. 20.Лиллекер Д.Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков, 2010. 21.Луман Н., Реальность массмедиа -М., 2005. 22.Леви-Стросс К. Структурная антропология -М., 2006. 23.Логунова Л.Б., Корпорация как тип социальной интеграции /Социологические исследования, 1996, №12/ 24.Майерс Дэвид. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб., 2000. 25.Маклюэн М., Галактика Гутенберга -М., 2005. 26.Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения - СПб, 2001. 27.Основы теории коммуникации: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.П.Гавра. Ч. 2 - СПб./, 2006. 28.Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко В.Н./-М, 2000. 29.Пирс Ч. Логические основания теории знаков - СПб, 2000. 30.Пиз А. Язык телодвижений - М., 2003. 31.Романова Н.Н. Знаки и символы- М., 2003. 32.Саямина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление - Казань, 2001. 33.Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции-М., 2004. 34.Орлова Т.М. Коммуникативный менеджмент -М., 2001. 35.Тернер Дж. Социальное влияние. - М., 2003. 36.Тичер С., Мейер М. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009. 37.Тоффлер О.Третья волна -М., 1999. 38.Улмер Р., Селлнау Т. Эффективная кризисная коммуникация. Харьков, 2011. 39.Уэбстер Ф. Теории информационного общества -М., 2004. 40.Филис Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ - теория и метод. Харьков, 2008. 41.Фомин Ю.А. Психология делового общения. - Минск, 2003. 42.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации -М., 2008. 43.Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие -М., 2009. 44.ЭкоУ.Отсутствующаяструктура-М., 2004. 45.Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре – СПб, 2007. 46.Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте - М., 2001.
|