Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.






Хабермас пришел к выводу, что чисто инструментальное действие отвечает такому подходу к человеческому действию, когда предметные, инструментальные, прагматические критерии выдвигаются на первый план, а социальные контекст и координаты как бы выносятся за скобки. Что же касается стратегического действия в собственном (узком) смысле, то оно как раз выдвигает в центр социальное взаимодействие людей, однако смотрит на них с точки зрения эффективности действия, процессов решения и рационального выбора. В коммуникативном действии, как и прежде, акцентировалась нацеленность " актеров", действующих лиц, прежде всего и именно на взаимопонимание, поиски консенсуса, преодоление разногласий. А отсюда Хабермас делает вывод: понятие коммуникативного действия требует, чтобы действующие лица (Aktoren) были рассмотрены, как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с " объективным, социальным или субъективным миром", а одновременно выдвигают определенные притязания на значимость (Geltugsanspruche) того, о чем они говорят, думают, в чем они убеждены. Поэтому отношение отдельных субъектов к миру всегда опосредованы - и релятивированы - возможностями коммуникации с другими людьми, а также их спорами и способностью прийти к согласию. При этом действующее лицо может выдвигать такие претензии: его высказывание истинно (wahr), оно правильно (richtig - легитимно в свете определенного нормативного контекста) или правдоподобно (wahrhaft - когда намерение говорящего адекватно выражено в высказывании). [1]Эти притязания на значимость (и соответствующие процессы их признания - не признания) выдвигаются и реализуются в процессе дискурса. Распространенное в современной философии понятие дискурса Хабермас тесно связывает именно с коммуникативным действием и поясняет его следующим образом. Дискурс - это и есть тематизирование Geltugsanspruche, как бы " приостановка" чисто внешних принуждений к действию, новое обдумывание и аргументирование субъектами действий их мотивов, намерений, ожиданий, т.е. собственно притязаний, их " проблематизация". Особое значение для Хабермаса имеет то, что дискурс по самому своему смыслу противоречит модели господства - принуждения, кроме " принуждения" к совершенной убеждающей аргументации.

16.Коммуникативная модель Р. О. Якобсона: характеристика основных составляющих и их функций.

Здесь под кодом понимается совокупность средств выражения - язык, в котором составлено сообщение, под контактом - связь между адресатом и адресантом, обусловливающая возможность установить и поддерживать коммуникацию: физический канал, медиа, психологическая связь или производственные отношения и др.

На рисунке под наименованием каждого базисного элемента указано название функции коммуникационного акта, служащей для выражения значимости соответствующего аспекта в данном акте коммуникации:

1) Метаязыковая функция служит для установления адекватности кода сообщения коду реципиента, адекватности декодирования. Проявляется в согласовании протокола обмена данными, локализации программ и сайтов, сервисах по автоматической смене кодировки, раскладки клавиатуры и распознанию языка и др. В вербальной коммуникации: «в терминах семиотики», «вы говорите по-русски?», «вам понятно?» и др.

2) Фатическая функция служит для инициации, поддержания и прекращения коммуникации. Как правило, проявляется в выполнении протокола, в т.ч. при техническом обмене данными: «шапка» и навигация сайта, TCP, P2P. При вербальном общении: «алло», «прием», «как слышно?», «пока!». Поднятие и опускание занавеса в театре, выделение абзацем и др.

3) Эмотивная функция служит для позиционирования коммуниканта в процессе коммуникации - указывает на отношение коммуниканта к данному акту коммуникации в целом или отдельным его элементам. Выражается общей эмоциональной окрашенностью, расположением новости в структуре новостного сайта (топ или ниже), размещением сообщения в соответствующих разделах, сопровождением сообщения дополнительным контентом, общим оформлением. При межличностных контактах: эзерпик или аватар, никнейм, подпись, выражения «я считаю», «это позор», «ИМХО», перечеркнутая свастика, смайлики и др.

4) Референтивная функция доминирует в повседневной коммуникации, она указывает на смысл сообщения. С ее помощью коммуникант передает информацию реципиенту в виде текста научной работы, контента сайта, рассказа о событии, треугольника на двери туалета, изображения стилизованной формы известного предмета и др.

5) Эстетическая функция направляет внимание на форму сообщения. Выражается подбором сочетающихся гарнитур шрифтов, цветовых гамм, стиля сайта, в вербальном общении – рифмой, «изящным словом» и др.

6) Конативная функция служит для побуждения реципиента. Проявляется как в форме прямого приказа, или призыва, так и в более завуалированных формах суггестии и манипуляции. Служит для привлечения внимания, реализации основных целей рекламы, агитации и т.п.: заголовки печатных СМИ, анонсы медиапродуктов. В медиатекстах часто связана с эмотивной, эстетической и референтивной функциями: выделение шрифтом или цветом в тексте, утрирование звука или контраста, сообщение «нужной информации» («разыгрывается квартира», «осталось пять мест», «скидки») и другое. На сайтах интернет магазинов: выделение кнопок «купить» или «положить в корзину» и прочее. Вербальные выражения повелительной модальности: «стой», «смотри», «послушай» или апелляционного характера: «видишь ли», «как вы понимаете».

Иерархия и соотношение аспектов конкретного акта коммуникации обусловливает специфику процесса передачи и восприятия сообщения. «Различия между сообщениями заключаются не в монопольном преобладании какой-либо одной функции, а в их различной иерархии», «структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал