Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности межкультурной коммуникации.






Понятие межкультурной коммуникации, ее разновидности. Учет межкультурных особенностей на уровне вербальной и невербальной коммуникации, а также на уровне обычаев и традиций.

Понятие деловой культуры. Классификация моделей деловых культур (Хофстеде, Холл).

Межкультурная коммуникация — взаимодействие представителей различных культур.

Считается, что это понятие введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом.

Социологи выделяют несколько видов:

+ аккультурация (взаимовлияние культур, в ходе которого полностью или частично одна культура воспринимает традиции и нормы другой культуры).

+ культурная экспансия (распространение культуры за пределы своего проживания).

+ культурная диффузия (взаимопроникновение культур с обменом традиций и норм).

+ культурный конфликт (столкновение субъектов культур).

Рассматривается в трех аспектах:

- вербальный

- невербальный

- нормы, традиции

Вербальный аспект

Лингвисты – Сепир, Уорф разработали гипотезу лингвистической относительности (люди, говорящие на разных языках, и думают по-разному).

Необходимо:

+ знание языка

+ строить простые предложения (если не знаете языка)

+ избегать использование пословиц, поговорок своего народа

+ осторожно использовать свой национальный юмор

+ в каждой культуре есть свои закодированные фразы

Невербальный аспект

Правила лицевых выражений:

+ преувеличение чувств характерно для многих народов

+ деинтенсификация (сдержанное выражение эмоций). Скандинавия, Япония.

+ контекстный запрет на выражение эмоций (пр.: мальчики не плаут)

+ маскировка одной эмоции другой (Пр.: японцы улыбаются, когда злятся).

Гаптика: дистантные; контактные

 

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации:

1. Один и тот же жест может иметь совершенно разный смысл в различных культурах.

2. Жест может ничего не означать и не иметь никакого смысла для человека, который видит его.

3. Жест имеет практически один и тот же смысл разных культурах, и его интерпретация редко вызывает проблемы при межкультурной коммуникации.

Нормы, обычаи, традиции. Посещая с командировкой другие страны, следует учитывать их культурные особенности. Нормы в одежде. Традиционные праздники, время отдыха, отношение к подаркам и т. д.

Время. Если западная культура четко измеряет время и опоздание, например, рассматривается как провинность, то у арабов, в Латинской Америке и в некоторых странах Азии опоздание никого не удивит. Более того, если вы хотите, чтобы с вами имели дело достаточно серьезно, вам необходимо потратить какое-то время на произвольные (ритуальные) беседы. Мало того, вы не должны проявлять поспешность, так как может возникнуть культурный конфликт: " Арабы рассматривают питье кофе и разговоры как " делание чего-то", в то время как американцы смотрят на это как на пустую трату времени". Соответственно арабы рассматривают точные сроки как личную обиду. Или зфиопы смотрят на то, что делается долго, как на очень престижное дело: чем дольше, тем, соответственно, лучше.

Пространство. Латиноамериканец и европеец в обычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Попробуйте теперь поставить их рядом. По мере того, как латиноамериканец будет стараться оказаться на привычном для него расстоянии, у европейца может возникнуть ощущение вторжения в его личное пространство.

Соответственно различные культуры используют различную невербальную коммуникацию. Например, в рамках " черной" культуры Америки считается невоспитанным смотреть прямо в глаза учителю. Существуют также различные варианты проявления обиды: особенной походкой, особым движением глаз. В то же время человек иной культуры даже не заметит этого.

Различные взгляды у разных народов и на иерархические отношения. Китай и Япония их очень уважают, тогда как американцы стремятся продемонстрировать равенство. Кстати, американские инструкции даже требуют, чтобы американцы фотографировались с представителями Азии только сидя, чтобы не было видно их доминирования по росту.

Западные бизнесмены стараются вести свои переговоры в конфиденциальной атмосфере, с глазу на глаз. В арабской культуре в помещении присутствуют другие люди, и на вашу просьбу поговорить в иной обстановке араб лишь приблизит к вам свою голову. Противоречия таких разных представлений легко может приводить к конфликту.

Различные культуры имеют разные правила обмена информацией. Представитель восточной культуры, которая более закрыта, может принимать решение достаточно долго, как это делают, например, японцы или китайцы. У японцев, кстати, есть еще одна любопытная особенность, которая часто вводит многих бизнесменов в заблуждение, они принципиально не могут сказать категорически " нет".

Деловая культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. Она покоится на психологии формирования практического опыта, представляя собой ценностные ориентиры этого опыта.

Деловая культура призвана отразить отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации.

 Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются.

Деловая культура испытывает влияние национальной культуры

 Нередко именно черты и характеристики национальной культуры дают ключ к пониманию особенностей определенных элементов деловой культуры, отличающих деятельность тех или иных компаний.

Хофстеде провел исследования по изучению различных культур в 50-х годах.

Параметры:

· дистанция власти— уровень неравенства, который в данном обществе воспринимается как норма

- высокая

- низкая

Для высокой – ориентация на авторитарный стиль управления. Воспитание детей в духе почитания старших и послушания им. Идеальный руководитель – личность харизматического типа. Обязательны привилегии для руководителя.

Для низкой – демократический стиль управления. Взрослые и дети – взаимное уважение и равенство. Идеальный руководитель – компетентный демократ. Привилегии носят ролевой характер.

· женственность — мужественность.

Под мужественностью (мускулинностью) понимается приверженность к материальному успеху, рекордам, упорству в достижении цели, героизму.

+ приоритетна работа, материальный успех

+ в школе ориентация на лучших

+ в общественной жизни – на соревновательность, силовые методы решения проблем

Женственность (феминность) предполагает ориентацию на выстраивание ровных отношений, склонность к компромиссам, стремление к гармонии и уюту в жизни.

+ важен дом и семейные ценности

+ в школе ориентация на среднего

+ в общественной жизни – на умение достигать консенсусу

· степень неопределенности:

- высокая

- низкая

Избегание неопределенности – степень неопределенности, которая данным обществом воспринимается как нормальная

Для культур с низкой характерно стремление к просчитанному риску. Характерны рамочные договоренности (все что не запрещено – разрешено). США, Великобритания, Скандинавские страны.

С высокой – тревожно относится к неопределенности. Эмоциональная готовность к рискованным поступкам. Характерна разработка подробных регламентов, инструкций, правил, низкий уровень мобильности. Германия, Россия (частично)

Существенное достоинство модели Хофстеде — то, что полюса каждой характеристики подробно описаны, а сами характеристики выражены в численных показателях. Это позволяет установить степень различия деловых культур стран и регионов, предсказать области возможного возникновения проблем при взаимодействии бизнесменов или менеджеров этих стран.

Э. Холл выделил типы культур:

+ высококонтекстуальные. Социальный контекст играет важную роль. Человек оценивается в зависимости от внешних факторов (происхождение, религия, образование, раса и т.д). Используется кодированный язык. Характерно наличие двойных поведенческих стандартов. Страны: Россия, Индия, страны Юго-восточной Азии, Южная Европа, Латинская Америка.

+ низкоконтекстуальные. Человек оценивается не по происхождению, а по своим социальным качествам. Социальный контекст играет вторичную роль. Страны: США, Голландия, Скандинавские страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал