Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В 1701 г. начала действовать Артиллерийская школа, а в 1707 г. были созданы Медицинская школа и Инженерное училище. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В годы правления Петра проводилась политика усиления дворянства, консолидации его рядов. В немалой степени этому способствовал указ 1714 г. о единонаследии. Государство обязало дворян учиться и запрещало дворянским недорослям жениться, не овладев грамотой и азами математики. Государство мобилизовывало дворян на службу, а потому законом было запрещено покупать имения тем дво-с„нам, которые нигде не служили, производить в офицеры дворян, [L прошедших службу рядовыми в гвардейских полках. Традиционность в дворянском землевладении заключалась в связи землевладения с дворянским званием и службой дворян. Особую роль в консолидации дворянства, в организации и регулировании государственной службы сыграла введенная в 1722 г. Табель о рангах. Она была государственным законом, определявшим порядок прохождения службы и устанавливавшая иерархию служебных чинов. Табель о рангах окончательно заменяла принцип породы принципом выслуги и служебной пригодности. Устанавливалась обязательность дворянской службы с самых низших рангов служебной иерархии, состоявшей из 14 рангов. 14-й ранг (первый по Табели) на военной службе предоставлял потомственное дворянство. На гражданской службе 14-й ранг давал личное дворянство, а достигший чина коллежского асессора (8-й ранг) чиновник имел право получить потомственное дворянство. Табель о рангах давала возможность тем самым получить дворянство представителям других сословий. Это вело к притоку в дворянство талантливых и образованных людей, что объективно укрепляло дворянское сословие. Северная война, создание военно-морского флота еще более усилили потребности государства в деньгах. Многочисленные налоги, которые вводились беспорядочно, тяжелым бременем ложились на плечи крестьян и горожан. Крестьяне на рост налогов и повинностей отвечали бегством. Правительство усиливало борьбу с беглецами и их укрывателями. В начале XVIII в. подворное обложение не давало казне желаемого роста доходов. Крестьяне и посадские люди часто предпочитали жить одним двором, в котором хозяйствовало по нескольку семей. Помещики сселяли в один двор несколько крестьянских семей. Поэтому в 1718—1724 гг. в отношении крестьян была проведена главная социальная мера. В эти годы была проведена перепись всего мужского населения без учета возраста и работоспособности. После чего подворное обложение было заменено подушной податью. Душа мужского пола стала единицей налогообложения. В случае нетрудоспособности или смерти крестьянина подать за него платила или семья, или община. Таким образом, душа мужского пола была счетной, а не плателыцицкой единицей. На крестьян было возложено содержание армии, на посадских людей - флота. Подушная подать была распространена на холопов и «гулящих» людей, которые были включены в число крепостных крестьян. В ходе проведения податной реформы была образована категория государст-Венных крестьян (черносошные крестьяне Севера, однодворцы Юга, пашенные люди Сибири, ясачные люди Поволжья). Введение подуш-н°й подати привело к тому, что все трудовое население находилось в кРепостной зависимости либо от дворян-помещиков, либо от государства. Подушная подать усиливала власть помещиков над крестьянами, потому что им был поручен сбор подушной подати и подаца ревизских сказок. Для обеспечения борьбы с бегством крестьян была введена паспортная система, затруднившая их перемещение. Рост недовольства тяготами проводимых реформ выражался не только в бегстве крестьян и горожан, но и в восстаниях. Одним из мощных антигосударственных выступлений было восстание в Астрахани в 1705 г. Усиление сыска беглых крестьян на Дону привело к восстанию казаков. Правительство стремилось ограничить автономию Дона, лишить казаков ряда их вольностей. Поводом к восстанию послужили действия карательного отряда князя Ю. В. Долгорукого, вершившего на Дону сыск и возврат беглых. Сопротивление казачьей голытьбы на Дону в 1707 г. возглавил казак К. Булавин. Движение на Дону под водительством К. Булавина было чисто казацким движением и по составу участников, и по целям и требованиям. Астраханское восстание, движение К. Булавина, восстание башкир в 1705—1711 гг. стали ускорителями проведения областной реформы в 1708—1711 гг. Областная реформа была первой из административных реформ, проведенных в первой четверти XVIII в. Для абсолютизма характерен высокий уровень централизации в управлении, разветвленная, четко организованная система однотипных учреждений с присущими им функциями и штатом. Огромную роль в управлении играла бюрократия. В иерархии чиновников каждому определено свое место. В своей работе чиновники руководствовались законом, а не обычаем, традицией, прецедентом, как было до Петра I. В 1708—1710 гг. Россия была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления. Во главе губернии стоял губернатор. В его руках была сосредоточена военная и гражданская власть. Он имел заместителя — вице-губернатора. Военными делами ведал обер-камендант, денежные дела были в руках обер-комиссара. Обер-провиантмейстер занимался хлебными сборами. Вопросами суда ведал ландрихтер. После учреждения во время второй губернской реформы надворного суда должность ландрихтера была уничтожена. При губернаторе существовал совет (консилия) ландратов из выборных местных дворян (8—12 человек). Совет усиливал власть губернатора, являясь его опорой. Губернатор имел в Совете два голоса-Уезды возглавлялись комендантом, то есть воеводой по старому наименованию. Во главе губерний стояли близкие Петру люди из числа «птенцов гнезда Петрова». При губернаторах находились гвардейцы-которые должны были контролировать их деятельность. Петр возлагал на верных ему гвардейцев задачу усиления органов власти, контроля за их деятельностью. Привилегированный характер гвардейской пужбы делал гвардию и военной опорой, и орудием проведения всей внутренней политики государства. В результате проведения областной реформы 1708—1711 гг. прекратили существование областные приказы, Ратуша, земские избы. g 1713—1714 гг. появились Нижегородская, Астраханская и Рижская губернии. Управлять, а особенно собирать налоги в 11 огромных губерниях было тяжело. В 1719 г. было создано 50 провинций. Во главе «незнатных» провинций стоял воевода со своей земской канцелярией. Во главе «знатных и важных» провинций стояли генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор или обер-комендант. Губернаторы всех 11 губерний имели власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Полномочия воеводы в провинции были весьма широки: финансовые, военно-хозяйственные и полицейские. Провинции делились уже не на уезды, а на «доли» во главе с ландратом («доля» — 5536 дворов). Ландрат был выборным от дворян и подчинялся высшим инстанциям. Позднее доли были заменены «дистриктами» (2000 дворов) во главе с земским комиссаром, выполнявшим полицейские функции и отвечавшим за сбор налогов. Сбором налогов во всей провинции ведал камерир, а местное провинциальное казначейство возглавлял рентмейстер. Боярская дума, бывшая аристократическим органом, постепенно умирала. Петр не особенно с ней считался. 22 сентября 1711 г., отправляясь в Прутский поход, оставил вместо себя Правительствующий Сенат. Это означало конец Боярской думы. Сенаторами были назначены 9 человек. Это был постоянно действующий бюрократический орган. Сенат должен был ведать финансами, торговлей, добиваться увеличения доходов, контролировать действия учреждений и высших чиновников, наблюдать за судопроизводством, разрабатывать проекты новых законов. На заседаниях Сената было установлено дежурство обер-офицеров гвардии, которые должны были арестовывать и отводить в крепость сенаторов, начавших ругаться или невежливо поступать. В 1711 г. был учрежден институт фискалов, тайно осуществлявших надзор за теми, кто, по их мнению, нарушает закон, погряз во взяточничестве и казнокрадстве. Фискалы доносили на таких лиц. За донос они получали половину штрафов, бравшихся с обвиняемых, освобождались от податей и подсудности местной администрации. Фискалы не могли прекратить воровство, взяточничество и казнокрадство, так как лишь регистрировали уже совершенные преступления, но не обеспечивали их предупреждения. В 1722 г. в процессе реформы Сената был введен пост гене-Рал-прокурора Сената и прокурорский надзор в государственных учреждениях с целью предупреждения преступлений. Первым гене-Рал-прокурором Сената — «оком государевым» стал сын музыканта, асший в детстве свиней, буйный, сварливый и властный Павел Ягу-иНский. Генерал-прокурор Сената руководил его работой, назначал прокуроров в государственные учреждения. В 1722 г. при Сенате были учреждены две должности. Герольдмейстер, который вел учет служилых людей и регистрировал их продвижение по службе. Генерал-рекетмейстер - принимал жалобы на чиновников. При Сенате действовали генерал-фискал и обер-фискал, которым были подчинены провинциальные и городские фискалы. В 1718-1720 гг. вместо приказов и канцелярий были введены коллегии. Коллегии привлекли Петра тем, что там все вопросы решались через совет и сообща. Указ о реформе был подписан в 1717 г. К 1718 г. были сформированы штаты коллегий. Были созданы три главные коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-кол-легия. Затем были созданы три финансовые коллегии: Штатс-кон-тор-коллегия (расходы), Камер-коллегия (доходы) и Ревизион-колле-гия (надзор над двумя первыми). Промышленностью руководила Мануфактур-коллегия, горным делом - Берг-коллегия, торговлей ведала Коммерц-коллегия, судом — Юстиц-коллегия, а поместными делами - Вотчинная коллегия. Власть коллегии распространялась на всю страну. Деятельность каждой коллегии и любого государственного учреждения определялась регламентом. Регламенты всех учреждений составлялись на основе Генерального регламента (1720 г.). Кроме коллегий, было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, комиссий, которые ведали четко определенными вопросами. Для системы созданных государственных учреждений было характерно четкое разграничение сфер управления, централизация и специализация деятельности. В 1720 г. на правах коллегии был создан Главный Магистрат. На местах создавались магистраты, в ведении которых были судебные функции, сбор налогов и городское благоустройство. Для решения дел политического сыска в добавление к Преображенскому приказу в Петербурге была учреждена Тайная канцелярия. В процессе реформ была создана система судебных органов. Вершиной ее являлись Сенат и Юстиц-коллегия. В 1699 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха выбирать не стали. Царь назначил Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. В 1721 г. была проведена церковная реформа. В 1721 г. церковь стала частью государственного аппарата. Была создана Духовная коллегия — Синод. Феофан Прокопович составил Духовный регламент - свод установлений церковной организации в абсолютистском государстве. Обер-прокурором Синода стал престарелый Стефан Яворский, а фактически Синодом заправлял вице-президент Феофан Прокопович. Членов Синода назначал сам царь, и они получали государственное жалованье. Они были приравнены к светским чиновникам. Члены Синода приносили присягу на верность государю, обязывались выполнять все его распоряжения и не вмешиваться в мирские дела. Высшим судьей в духовных делах был монарх. Во главе Синода впоследствии обер-прокурором назначалось светское лицо. В первой четверти XVIII в. была создана регулярная армия. Кроме регулярной армии, были нерегулярные части. Это ландмилицкие полки, формировавшиеся на Слободской Украине и в южной части Великороссии, формирования яицких, донских, гребенских казаков и части казанских пригородов и сибирских городов. К концу царствования Петра I Россия имела мощный военно-морской флот. Жизнь и деятельность армии определялись по военному уставу 1716 г. Военно-морской флот руководствовался в своей жизни и деятельности Морским уставом 1720 г. В 1721 г. после окончания Северной войны Сенат пожаловал Петру титул Императора Всероссийского. Россия стала империей. В 1722 г., в связи с делом царевича Алексея, ставшего знаменем оппозиции петровским преобразованиям и приговоренного к смертной казни, Петр изменил принцип престолонаследия. Отныне наследовал престол тот человек, имя которого было указано в завещании императора. В период правления Петра произошли колоссальные изменения в культуре и в быту. При Петре развивалась светская культура. Без светского просвещения и развития науки невозможно представить успехи, достигнутые Россией. Петр модернизировал и европеизировал Русь. Как русский человек он был максималистом, стремился сделать сразу все и быстро. Он хотел видеть Россию процветающей, мощной и культурной страной европейского уровня, а потому вводил и то, что было необходимо, и то, что было чужеродно, бесполезно. Форсированная модернизация и европеизация России дали чудовищный социальный эффект — усиление грубых и жестоких форм эксплуатации трудового народа. Реформы Петра I определили движение России по европейскому пути. Россия одержала блестящие воинские победы, завоевала выход в Балтику, расширилась ее территория, были созданы мощная промышленность, армия, флот, светская культура. Но в то же время модернизация и европеизация институтов и структур государства и власти способствовали консервации существующего самодержавно-крепостнического режима и его основ. Петр создал военно-полицейское государство, где была всесторонне регламентирована жизнь подданных, в общественном сознании безраздельно господствовало государственное начало. В таком государстве не было места для негосударственных форм общества. Но Другого способа вывода России с ее архаическим социумом на путь Решения своих государственных задач, обеспечить суверенитет страны при ограниченных материальных ресурсах ее населения тогда не было. Петр I действовал в соответствии с духом и идеями своего вре-Мени, провозглашавшими могущество верховной власти, ее безграничность и непогрешимость.
Тема 7. Россия в условиях утверждения абсолютизма (ХVIII век) Часа). 1. Военные реформы в первой четверти XVIII века. 2. Петровские преобразования государственного управления. 3. Реформы Петра I в области культуры и быта. 4. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 годы). 5. Царствование Екатерины II. 6. Правление Павла I.
Темы рефератов: 1. Петр I: биография. 2. Северная война 1700-1721 годов и ее результаты. 3. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века.
|