Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия, XIX В.
В XIX в. Россия окончательно утвердилась как великая евроазиатская империя. Стабильность государственных границ содействовала развитию определенного самосознания ее народов. Наряду с религиозным складывалось и национальное самосознание. Все более широкое распространение в России получают идеи натурфилософии. А. И. Герцен писал о том, что естественные науки сумели накопить большой фактический материал, который ждет своего философского обобщения. Стало очевидным, что философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии (" Письма об изучении природы"). А. Гумбольдт получает приглашение Николая I приехать в Россию " ввиду большой пользы, которая может от того последовать для науки и государства". Все расходы по путешествию царское правительство брало на себя. Гумбольдт посетил Урал, Алтай, Прикаспийскую низменность. В губернских городах он был окружен почетом и вниманием. Однако особый успех на его долю выпал в столицах. Ему посвящались научные заседания и великосветские рауты. Есть свидетельства о том, что его слушал Пушкин. Сохранились воспоминания А. И. Герцена, бывшего в то время студентом Московского университета, о торжественном заседании Московского общества испытателей природы, на которое был приглашен Гумбольдт. " Прием Гумбольдта в Москве и в университете было дело не шуточное. Генерал-губернатор, разные вое- и градоначальники, сенат - все явилось: лента через плечо, в полном мундире, профессора естественно при шпагах и с треугольными шляпами под рукой. Гумбольдт, ничего не подозревая, приехал в синем фраке с золотыми пуговицами и, разумеется, был сконфужен. От сеней до залы Общества Естествоиспытателей - везде были приготовлены засады: тут ректор, там декан, тут начинающий профессор, там ветеран, оканчивающий свое поприще и именно потому говорящий очень медленно, - каждый приветствовал его по-латыни, по-немецки, по-французски...Гумбольдт все слушал без шляпы и на все отвечал." Особенно ярким примером влияния работ Гумбольдта на общественное мнение России является отклик на них Н. В. Гоголя: " Неужели великий Гумбольдт и те отважные исследователи, принесшие так много сведений в область науки, истолковавшие дивные иероглифы, коими покрыт мир наш, должны быть доступны немногому числу ученых? " Для Гоголя этот вопрос был риторическим. Задав его, он предлагает ответ, в котором заключена мысль о важности формирования географического мировоззрения в детском возрасте: " Детский возраст есть еще одна жажда, одно безотчетное стремление к познанию... Его более всего интересуют отдаленные земли: как там? что там такое? какие там люди? как живут? - эти вопросы стремятся у него толпою, и все они относятся прямо к физической географии..." Гоголь выступает с развернутой методикой преподавания географии в школе. Важное место отводит он изложению идей Гумбольдта о географической зональности: " Процесс и расселение растительной силы по земле должно показать на карте лестницею градусов: где растение юга - хозяин, куда перешло оно как гость, под каким градусом умирает, где начинается растение севера, где и оно наконец гибнет, прозябание прекращается, природа обмирает в объятиях студеного океана и чудный полюс закутывается недоступными для человека льдами". В письме к издателю М. П. Погодину он призывает: " Обождите несколько времени: я вам пришлю или привезу чисто свое, которое подготовляю к печати. Это будет всеобщая история и всеобщая география в трех, если не в двух томах под названием " Земля и люди". Великий писатель обратился не просто к популяризации географии, а к мыслям о ее преподавании детям. Вспомним госпожу Простакову из " Недоросля" Фонвизина, которая еще недавно считала географию не дворянской наукой. К сожалению, планам Гоголя не суждено было сбыться. Как бы полемизируя с поклонниками А. Гумбольдта, питавшими страсть к дальним странствиям, мысль о важности наблюдать природу родных мест высказывал профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814-1858): " Приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных, ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещивающихся отношениях организации и образа жизни, - и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники". Рулье был ярким ученым и популяризатором естественнонаучных знаний, развивавшим эволюционные идеи в России еще до Дарвина. Свои взгляды на историческое развитие органического мира он излагал не только с профессорской кафедры в университете, но и выступая с публичными лекциями. В классическом труде " Общая зоология" Рулье утверждает, что природа вечна; все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. Живые организмы нельзя изучать вотрыве от той внешней среды, в которой они живут и с которой взаимосвязаны. Любое животное зависит от наружных условий, т.е. от воздуха, воды, климата, почвы, растений, других животных и, наконец, от человека. Природа не всегда была таковой, какой мы ее видим сейчас. По общему закону природы, по которому нет ничего вдруг, от начала, данного, все образуется путем медленных непрестанных изменений. Эти изменения приводят к тому, что из более простого с присоединением к нему чего-либо нового развивается более сложное. В 60-е годы на смену культуре аристократических салонов постепенно приходят демократические течения разночинцев. Мощное умственное развитие молодежи пролегало через изучение естественных наук. Обычно принято говорить, что в России идеи Дарвина активно пропагандировались и развивались. В действительности все было намного сложнее. Многие положения теории Дарвина подвергались резкой критике. С едким сарказмом отнесся к теории естественного отбора революционный демократ Н. Г. Чернышевский. Приведем некоторые из его высказываний. " Нормы, по которым Дарвин производил анализы фактов жизни, были клочки оптимистической философии в популярной переделке, подводящие всякие факты безо всякого исключения под простонародную поговорку: " все на свете к лучшему". Человек, руководящийся в своих суждениях подобными мыслями, не имеет научной подготовки к пониманию законов жизни, какова бы ни была обширность его специальных сведений". Выразив сомнение в научной компетентности Дарвина, Чернышевский далее пишет: " И эту теорию, достойную Торквемады, сочинил добряк, покинувший изучение медицины по неспособности выносить вид операций в хирургической клинике..." Критикуя теорию естественного отбора, Чернышевский излагает следующие глубокомысленные, на его взгляд, соображения: " Бегание (жертвы от хищника - К. П.) полезно ли для развития мускулов и энергии дыхания? Не надрываются ли силы от такого бегания? Не ослабевают ли мускулы от чрезмерных усилий? Не портятся ли легкие? Не получается ли отдышка? По физиологии, да: результат такого бегания - порча организма. И беганием ли ограничивается дело? Не сидят ли мыши, спрятавшись в норах? Полезно ли для мышей, млекопитающих животных, т. е. существ с сильной потребностью движения и очень сильной потребностью дыхания, неподвижное сидение в душных норах? По физиологии не полезно, а вредно". Сам Чернышевский не замечает противоречия в своих доводах. Получается, что и бегать вредно, и сидеть в норах нехорошо. Тем не менее приговор выносится суровый: " Вот до какого помрачения памяти и рассудка, - пишет Чернышевский, - может доводить ученое фантазерство, развивающее ошибочную догадку... Тридцать восемь лет напрасной траты сил на блуждание по сторонам..." Сильна была в то время тяга к изучению природы: естественные факультеты университетов России переполняла молодежь. Следствием широкого признания географии как науки, имеющей большое общепознавательное, а также практическое значение, явилось создание в 1845 г. Русского географического общества. С первых же лет своего существования оно развернуло обширную экспедиционную, издательскую и просветительскую деятельность. Большой вклад был сделан в изучение Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Новой Гвинеи и др. Исследования эти связаны с именами П. А. Чихачева, П. А. Кропоткина, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, H. H. Миклухо-Маклая, В. А. Обручева, Л. С. Берга и многих других. Петр Александрович Чихачев (1808-1890) удивительно полно и четко изложил проблемы взаимодействия человека и природы (Чихачев, 1974). В 1842 г. он возглавил геологическую экспедицию по Восточному Алтаю и смежным районам Сибири. Его особенно волновала проблема гибели лесной растительности. " Меня уверяли, что страшные бедствия, уничтожающие в этих районах громадные и чудные леса, бывают вызваны не только беспечностью охотников, которые никогда не дают себе труда как следует погасить костер, покидая стоянку, но и различными средствами, употребляемыми ими, чтобы обнаруживать и выслеживать зверя. Можно видеть, как они, преследуя эту цель, производят ужасающие опустошения, уничтожая в течение нескольких дней творения веков. По-видимому, безжалостное истребление лесов с таким же остервенением производится в самых различных уголках Сибири." Чихачев описывает, на примере месторождений Змеиногорска, какой ущерб наносят природе полиметаллические и серебряные рудники: " При эксплуатации здесь применяется способ, который из-за дороговизны горючего был бы очень невыгодным для большинства рудников Европы. Место обработки заваливается дровами, которые зажигаются и долго нагревают породу, после чего она обливается холодной водой и растрескивается. Это считается более дешевым, чем применение пороха, хотя леса от Змеиногорска уже отступили на 125 км. Вокруг выработанных рудников исчезает и человеческое жилье". Первая половина XIX в. ознаменовалась рядом русских кругосветных плаваний. Начало было положено плаванием Крузенштерна и Лисянского; Беллинсгаузен и Лазарев открыли недосягаемый прежде новый материк - Антарктиду, завершив тем самым эпоху великих географических открытий. Вопросы для самостоятельных занятий 1. Становление научных основ естествознания в XVIII-XIX вв. 2. Идеи И. В. Гете о метаморфозе (выделение науки морфологии), об эволюции организмов. 3 Идеи Ж Б Ламарка о постепенных изменениях лика Земли, о роли организмов в природных процессах (выделение науки биологии), о приспособительной изменчивости и эволюции организмов 4. Путешествие А. Гумбольдта в Южную Америку. Идеи о географической зональности, о геосферах. Гумбольдт в России 5. Кругосветное плавание Ч. Дарвина на " Бигле". Идеи о происхождении видов и эволюции организмов; о борьбе за существование и естественном отборе; приспособительной изменчивости и наследственности. 6. Выделение науки экологии Э. Геккелем: связь экологии с дарвинизмом. 7 Становление натурсоциального направления в географии в США. Работа Г Марша 8. Развитие духовной жизни в России в XIX в.; тяга к естественным наукам; учреждение Русского географического общества; русские географы-путешественники; открытие Антарктиды.
|