Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия, XVIII В.






 

Россия прошла сложный путь исторического развития, ассимилировала передовые идеи западноевропейского Просвещения и заложила прочный фундамент самобытной русской культуры. В 1714 году, при спуске на воду военного корабля, Петр I напоминает, что эпоха Возрождения в Европе началась благодаря грекам, бежавшим в Италию под давлением турок, и предсказывает, что отныне и Россия, преодолев " нерадение предков", встает на путь развития наук: "...я чувствую некоторое по сердце моем предувидение, что оные науки убегут когда-нибудь из Англии, Франции и Германии и перейдут для обитания между нами на многие века, а потом уже возвратятся в Грецию на прежнее свое жилище".

Обновленная Россия жадно впитывала и вплетала в ткань своей самобытной культуры идеи Просвещения и достижения науки и искусства Голландии и Франции, Германии и Англии. Уходящая корнями в далекое прошлое великая русская культура обретала новые черты. Указом от 28 января (8 февраля) 1724 года учреждается Академия наук. Начинается активный перевод на русский язык античных и западноевропейских авторов нового времени. Литература освобождается от пут богословия (до Петра православная церковь запрещала читать " бесовские" теории античности).

Л. С. Берг (1946) отмечает, что научные географические исследования и вообще развитие географии как науки начались у нас только в петровское время. Систематическое картографирование государства завершилось в 1734 г. изданием первого " Атласа Всероссийской Империи". Одним из последних географических начинаний Петра I было снаряжение в 1725 г. Первой Камчатской экспедиции В. Беринга - А. И. Чирикова для разрешения вопроса, где Азия " сошлась с Америкой". Смерть Петра I не остановила начатого дела - вскоре развернулись грандиозные работы Второй Камчатской, или, как ее часто называют, Великой Северной экспедиции, продолжавшейся с 1733 по 1743 гг. Весьма сильно способствовали изучению обширных пространств России большие академические экспедиции 1768-1774 гг. К именам соратников Беринга: Крашенинникова, Стеллера и Гмелина - добавились новые имена ученых-путешественников: Палласа, Лепехина и др.

Послепетровская Россия не только не свернула с намеченного пути, но заметно преуспела в развитии наук и искусств. Созданная по замыслу Петра I Академия наук объединила крупнейших европейских и российских ученых. Начавшийся благодаря преобразованиям Петра I век Просвещения в России неразрывно связан с именем М. В. Ломоносова.

В 19 лет Ломоносов приходит в Москву из далекого поморского села в устье Северной Двины и поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Изучение классических языков, обязательное в высших духовных учебных заведениях, давало возможность ее студентам в оригинале читать труды античных авторов, служивших в то время непререкаемыми научными авторитетами.

В 1735 г. счастливый случай помог Ломоносову попасть в число студентов Петербургской Академии наук и отправиться стажироваться в Германию. Там Ломоносов пробыл пять лет, обогатив свои знания опытом европейской культуры и науки.

Период научного и литературного творчества Ломоносова охватил около 25 лет - со времени возвращения в Россию в 1741 г. и до смерти в 1765 г. Однако за это время сделать ему удалось очень многое. " Ломоносов, - писал А. С. Пушкин, - был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Ломоносов критиковал систему мира Птолемея и активно пропагандировал еретическое, по мнению Синода, воззрение Коперника на устройство Солнечной системы. Популяризации этих идей немало способствовало шутливое стихотворение Ломоносова.

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, вкруг солнца ходит,

Другой, что солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: ты звезд течение знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?

Он дал ответ: что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на солнце не бывав:

Кто видел простачка из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?

 

Почти одновременно с трудами Бюффона появилось сочинение Ломоносова " О слоях земных". В этом сочинении он формулирует задачи геологии: " Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку посягнуть возбраняет натура; странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины, и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность".

Говоря об изменениях земной коры, испытанных ею на протяжении тысячелетий, Ломоносов указывает на двоякого рода факторы, обусловливающие эти изменения. Одни из них внешние - воздух и вода; другие - внутренние, вызываемые " подземным пожаром". Такого же разделения факторов, контролирующих формирование рельефа земной поверхности, придерживается и современная наука.

Замечательны рассуждения Ломоносова о внутренних силах Земли, вызывающих " долговременные земной поверхности понижения и повышения. Чем возвышены великие хребты Кавказские, Таврийские, Кордерьерские, Пиренейские и другие, и самые главные горы, то есть части света? - спрашивает Ломоносов и отвечает: - Конечно, не ветрами, не дождями, не реками, не приливами и не потопами, ибо все они не достаточны для произведения столь мощных образований, как горные хребты и континенты. Сила, поднявшая таковую тягость, ничему... приписана быть не может, как господствующему жару в земной утробе".

Ломоносов был далек от мысли единовременного акта творения Земли: " Такие перемены произошли на свете не один раз, но случались в разные времена, несчетным множеством крат, и ныне происходят, и едва ли когда перестанут".

Отметим еще ряд новых для того времени взглядов Ломоносова. Наступление моря на сушу и выход суши на дневную поверхность Ломоносов объясняет " поднятием и опущением земной поверхности". Слоистые горные породы образовались путем осаждения из воды, о чем свидетельствует нахождение в них ископаемых остатков морских животных. Чередование таких пластов указывает на смену различных эпох в жизни Земли. Торф, который Ломоносов называет " подземным экономическим сокровищем", произошел из растений. При обугливании торфа на глубине без доступа воздуха, " в глухом огне", образовался каменный уголь. Чернозем произошел в результате " согнития" животных и растений. Янтарь - смола погребенных древних растений. Об этом свидетельствуют содержащиеся в некоторых кусках янтаря насекомые, которые попали в смолу тогда, когда она еще была жидкой, и т. п.

Ломоносов полностью стоял на позициях трансформизма, распространяй идею развития не только на историю земной коры, но и на весь мир, на все " видимые на земле вещи", на мир животных и растений. " Твердо помнить должно, - писал Ломоносов, - что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала их создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены... Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, сначала творцом создано... легко быть философами, выуча наизусть три слова: Бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин".

Ломоносов смело противопоставлял свою точку зрения взгляду на видимый мир как на результат божественного творческого акта. Согласно Ломоносову " свет имеет великую древность", а не 5 тыс. лет, как указано в библии. Лик Земли многократно менялся, на месте морей появлялась суша, и наоборот, земные пласты постепенно поднимались и изгибались, образуя горные складки, изменялся климат, изменялась флора и фауна, " слоны и южных земель травы - на севере важивались". Все это дает право считать Ломоносова первым русским натурфилософом-трансформистом, прокладывавшим путь эволюционной идее.

В годы правления Екатерины II (1762-1796) были продолжены преобразования, начатые Петром I. Играя роль просвещенного монарха, Екатерина способствовала распространению в России идей французских просветителей. С ее негласного одобрения выходят в свет переводы Вольтера, с которым сама императрица состояла в активной переписке; энциклопедисту Д'Аламберу она предлагала место воспитателя наследника (Павла); Руссо она звала поселиться в России; у Дидро она купила за 15 000 ливров библиотеку, оставив ее ему в пользование, и, сверх того, платила жалованье как своему библиотекарю.

Передовое дворянское общество все более выходило на уровень французского Просвещения. Весьма существенно, что французский становится бытовым разговорным языком дворянства всей Европы, в том числе и русского. В России по-французски не только говорили, но и думали в конце XVIII и в XIX в. Характеризуя " милую Таню" в " Евгении Онегине", признанной энциклопедии русской жизни, Пушкин пишет:

Она по-русски мало знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своем родном...

 

Приобщение к западноевропейской культуре отнюдь не подавляло самобытного русского духа. " Взгляните на русского крестьянина, -писал А. С. Пушкин в " Путешествии из Москвы в Петербург ", - есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны". О той же самобытности пишет и Лев Толстой, любуясь Наташей Ростовой, танцующей под русскую песню у дядюшки: " Где, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которые и ждал от нее дядюшка".

Вопросы для самостоятельных занятий

1. Предпосылки развития натурфилософских идей в Западной Европе в XVI-XVIII вв. Креационизм и трансформизм.

2. Франция в XVI в., Голландия в эпоху первой буржуазной революции. Идеи Р. Декарта о методах научного познания, о происхождении Солнечной системы, о развитии неорганического и органического мира.

3. Франция в XVII-XVIII вв. Идеи Бюффона о происхождении Земли, об изменяемости организмов, их эволюции, искусственном отборе в процессе выведения новых пород домашних животных.

4. Германия в XVIII в. Идеи И. Канта о происхождении Солнечной системы, естественном происхождении и эволюции организмов, о приспособительной изменчивости, о роли географии в воспитании и образовании.

5. Россия в XVIII в. Идеи М. В. Ломоносова об изменениях земной коры и органического мира.

Глава 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал