Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридические лица






Юридическое лицо – объединение лиц (организация), обладающее следующими признаками:

· обособленное имущество, принадлежащее организации на праве собственности или ином вещном праве;

· способность от своего имени осуществлять права и нести обязанности;

· способность от своего имени выступать истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо создается с определенной целью. По целям создания юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Коммерческая организация имеет своей основной целью извлечение прибыли. Некоммерческие организации имеют «идеальные», т.е. не связанные с извлечением прибыли, цели, а также не распределяют полученную прибыль между участниками. Цели некоммерческих организаций чаще всего имеют социальный характер. Тем не менее, некоммерческим организациям не запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, если такая деятельность необходима для достижения основной «идеальной» цели организации и соответствует ей (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Существует три способа образования юридических лиц: разрешительный, распорядительный (явочный) и нормативно-явочный.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание конкретной организации разрешено тем или иным компетентным органом на основании отдельного нормативно-правового акта (чаще всего подзаконного акта). В разрешительном порядке образуются преимущественно юридические лица публичного права (органы власти).

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом.

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако ст. 51 ГК РФ не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас явочный порядок регистрации юридических лиц в РФ не применяется.

Юридическое лицо, как и индивидуальный предприниматель, подлежит обязательной государственной регистрации. В соответствии с п.1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

· полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

· организационно-правовая форма;

· адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

· способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

· сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

· подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

· сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

· дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

· способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);

· размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

· фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

· сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

· сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

· идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

· коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

· номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

· сведения о банковских счетах юридического лица.

Отличительной чертой юридических лиц в сравнении с индивидуальными предпринимателями является установленное законодательством разнообразие организационно-правовых форм юридических лиц, а также наличие у юридического лица права (а у коммерческого юридического лица – обязанности) иметь специальное средство его идентификации в правоотношениях – фирменное наименование (фирму).

Перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц является исчерпывающим; некоммерческих – открытым.

Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, а также производственных кооперативов и унитарных предприятий.

Основным отличием товарищества от общества является то, что участники товарищества несут неограниченную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, т.е. могут отвечать по ним любым имеющимся у них имуществом – не только имуществом товарищества, но и своим личным имуществом. Бремя неограниченной имущественной ответственности может возлагаться как на всех участников товарищества, так и на отдельные их категории. Все участники полного товарищества несут неограниченную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, тогда как в товариществе на вере (коммандитном товариществе) неограниченную имущественную ответственность несут только полные товарищи, вкладчики-коммандитисты отвечают по обязательствам товарищества исключительно в пределах осуществленных ими вкладов. Возможность того, что участники товарищества могут отвечать по обязательствам юридического лица своим личным имуществом, привела к тому, что в правовой и экономической науке товарищества часто называют объединениями лиц.

Участники общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества (как закрытого, так и открытого) несут ответственность по обязательствам организации в рамках имущества общества (уставного или складочного капитала). Поэтому общества в правовой доктрине получили наименование объединений капиталов. Однако участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим личным имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Фирменное наименование (фирма) должно быть уникальным. Не допускается неправомерное использование фирменного наименования, надлежащим образом зарегистрированного другим хозяйствующим субъектом. Фирма в обязательном порядке должна включать в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица.

Не все юридические лица свободны в выборе фирменного наименования. Свобода фирмы допустима только для хозяйственных обществ и производственных кооперативов. В отношении хозяйственных товариществ действует принцип истинности фирмы. Полное товарищество должно иметь фирменное наименование, включающее в себя имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов - " и компания", например " Полное товарищество " Морозов и компания". Если в фирменном наименовании полного товарищества указаны имена (наименования) всех полных товарищей, то слова " и компания" в него не включаются. Товарищество на вере должно содержать в фирменном наименовании имена одного или нескольких (с добавлением слов «и компания») или всех полных товарищей. Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем.

Порядок разработки и осуществления информационной политики организации в РФ пока законодательно не урегулирован. Однако практика как российских, так и зарубежных компаний позволяет обобщить имеющийся в этой области опыт и определить четыре основных составляющих информационной политики организации:

· четкая классификация всей информации, находящейся в распоряжении сотрудников организации, по смысловым признакам;

· определение конфиденциальности отдельной информации и режим доступа к ней;

· обеспечение надлежащего качества информации (доступность, достоверность, актуальность);

· порядок управления информацией.

Информационная политика организации устанавливается и реализуется преимущественно через систему локальных нормативных актов.

Для определенных юридических лиц законодательством установлены особые правила участия в информационном обмене и формирования информационной политики. В частности, к таким юридическим лицам относятся банки и иные кредитные организации, товарные и фондовые биржи, а также организации средств массовой информации.

Кредитная организация, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I " О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.), обязана:

· публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности: ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов; ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности;

· по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России.

За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и иными федеральными законами.

Товарные биржи, клиринговые центры и биржевые посредники обязаны предоставлять учетную документацию в Комиссию по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам РФ, осуществляющей государственное регулирование деятельности товарных бирж в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I " О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп. от 24 июня 1992г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г.). Предоставление учетной документации осуществляется по требованию Комиссии по товарным биржам. За непредоставление такой информации, в соответствии с п. 2 ст. 36 названного Закона, установлена санкция в виде штрафа, размер которого на сегодняшний день составляет 25000 рублей.

Фондовая биржа как организатор торговли на рынке ценных бумаг обязана, в соответствии со ст. 9 раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

· правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

· правила допуска к торгам ценных бумаг;

· правила заключения и сверки сделок;

· правила регистрации сделок;

· порядок исполнения сделок;

· правила, ограничивающие манипулирование ценами;

· расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

· регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

· список ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

· дата и время заключения сделки;

· наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

· государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, - идентификационный номер такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

· цена одной ценной бумаги;

· количество ценных бумаг.

Правовой статус СМИ будет рассмотрен в теме «Объекты правового регулирования информационного обмена».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал