Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Искусство Древнего Рима.






1. Искусство этрусков.

Города Этрурии: Тарквинии, Вейи, Перуджия, Вольсиниум
и др.

Особенности планировки храмов (ступенчатый стилобат, заг-
лубленный портик) и жилищ (атриум). Терракотовые модели
домов.


Могильные склепы. Росписи в подземных склепах: могила
Кампана (VII в. до н. э.), могилы «Быков», «Авгуров» и др. (VI —
начало V в. до н. э.), могилы «Чудовища», «Щитов» и др. (IV—II вв.
до н. э.). Эволюция стиля.

Бронзовая скульптура: статуя «Марса Тоди», Авла Метелла
(I в. до н. э.). Бронзовая волчица.

Каменные и терракотовые саркофаги и урны с портретами.

Керамика: вазы «буккеро».

Бронзовые зеркала и цисты со скульптурным декором и гра-
вировкой.

2. Искусство Рима периода Республики.

Греческие и этрусские традиции в формировании римского
стиля.

Храм Весты в Тиволи, храм Весты на форуме Боариум.

Форум Романум.

Витрувий — трактат об архитектуре.

Культ предков и развитие портрета. Римские портреты рес-
публиканского времени (бронзовый бюст мужчины из Эрмитажа).

В статуарной пластике — фигуры тогатуса, оратора, воина в
доспехах.

Декоративная живопись: росписи в домах. Первый декора-
тивный — так называемый инкрустационный живописный стиль
(II в. до н. э.). Второй стиль — так называемый архитектурно-
перспективный (вилла Мистерий, вилла Боскореале).

Повествовательный рельеф — алтарь Агенобарба.

3. Искусство Империи.

1) «Золотой век» Октавина Августа, «классицизм Августа»
конца I в. до н. э. — начала I в. н. э.

Материал и конструкция в архитектуре римлян. Римские ор-
дера. Сводчатые конструкции — арки и купола. Кирпич, бетон и
штукатурка. Стюковая декорация, росписи, мозаики. Тема три-
умфа в архитектуре. Утилитарные постройки (акведуки, термы,
дороги). Развитие композиции римского жилого дома.

Статуи Августа, портреты Ливии, Тиберия.

Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине (второ-
го декоративного стиля).

Третий декоративный стиль — так называемый синтезирующий,
или канделяберный, орнаментальный. Роспись дома «Наказанного
амура», картины «Похищение Европы», «Флора» из Помпеи.

2) Искусство времени Нерона и династии Флавиев (вторая
половина I в. н. э.).

«Золотой дом» Нерона. Колизей. Арка Тита, ее рельефы.


Портреты и статуи Нерона, Юлии, Домиции Лонгины. Пыш-
ность, декоративность.

Росписи четвертого декоративного стиля — перспективно-ор-
наментального (дом Веттиев в Помпеях, «Золотой дом» Нерона в
Риме).

3) Искусство времени Траяна (первая половина II в. н. э.).
Архитектор Аполлодор Дамасский. Форум Траяна.
Колонна Траяна, ее рельефы.

Идеалы республиканского Рима в скульптурных портретах
(портрет Траяна, так называемый «Брут» из Эрмитажа и др.).

4) Искусство времени Адриана (середина II в. н. э.).
Пантеон. Вилла Адриана в Тиволи.

В скульптурном портрете — подражание греческой классике
(портреты Антиноя, Сабины и др.).

5) Искусство времени Антонинов (конец II в. н. э.).
Статуя Марка Аврелия. Портрет Люция Вера, сириянки

(Эрмитаж).

«Варваризирующая» струя в искусстве. Римские провинции,
их искусство.

Фаюмские портреты (I-—III вв. н. э.). Эволюция стиля.

6) Римское искусство III—IV вв. н. э.

Арка Септимия Севера. Термы Каракаллы.

Скульптурные портреты Септимия Севера, Каракаллы, Алек-
сандра Севера, Бальбина, Филиппа Араба. Глубина характерис-
тик, эволюция художественных приемов.

Рельеф: саркофаг «Людовизи».

Нашествия «варваров». Христианство. Перенос столицы в
Константинополь.

Арка Константина.

Портреты Константина, статуя Валентиниана I.

Росписи катакомб под Римом. Символика памятников раннехри-
стианского искусства. Зарождение нового художественного стиля.

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

I. Раннехристианское искусство
II—III вв.

1. Фрески катакомб. Фрески в Дура Европос. Сложение хрис-
тианской символики и иконографии.

IV—VI вв.

2. Архитектура. Раннехристианская базилика, ее происхожде-
ние, форма и конструкция. Римские базилики — собор Сан-Пьет-


ро, церковь Санта Мария Маджоре и др. Центрические сооруже-
ния Рима (мавзолей Санта Констанца и др.) и Равенны (мавзо-
лей Галлы Плацидии и др.)

3. Монументальные росписи в первых христианских храмах
Рима и Равенны. Мозаики мавзолея Санта Констанца, в апсиде
церкви Санта Пуденциана, церкви Санта Мария Маджоре, «Воз-
несение» в церкви Косма э Дамиано, мозаики церкви Сант-Анье-
зе и мавзолея Галлы Плацидии.

Значение памятников раннехристианского искусства в сложе-
нии средневековой культуры Восточной и Западной Европы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал