Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Романское искусство XI—XII вв.






1. Архитектура Франции XI—XII вв. Разнообразие типов кон-
струкции, композиции и декорировки романских храмов Фран-
ции. Формирование романского зодчества, возведение свода в
центральном нефе: церковь Сен-Мартен-дю-Канигу, церковь Сен-
Филибер в Тюрню (Бургундия), церковь Сен-Савен-сюр-Гартан
(Пуату). Тип храма на путях паломничеств: церковь Сен-Мартен
в Туре. Появление деамбулатория и венца капелл: церковь Сен-
Сернен в Тулузе, церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране.
Зальная церковь без эмпор: Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье. Тип
базиликальной церкви с низкими боковыми нефами: Сан-Трофим
в Арле (Прованс). Богатый скульптурный декор: собор Сен-Ла-
зар в Отэне, Сен-Мадлен в Везле (Бургундия). Купольные церк-
ви: Сен-Фрон в Периге, Сен-Пьер в Ангулеме.

2. Скульптура и монументальная живопись в романских хра-
мах Франции.

Каменные рельефы. Расцвет монументальной скульптуры в
первой трети XII в. Композиции в тимпанах. Апокалиптичес-
кое видение в портале аббатства Сен-Пьер в Муассаке. «Страш-
ный суд» церкви в Болье. «Христос во славе» и «Вознесение»
на фасаде церкви Сен-Сернен в Тулузе. «Страшный суд» пор-
тала собора Сен-Лазар в Отэне и «Сошествие Св. Духа» в тим-
пане церкви аббатства Сен-Мадлен в Везле — единство за-
мысла скульптурного ансамбля. Скульптурный декор фасадов
церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье и Сен-Пьер в Ангулеме.
Капители церкви Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране и др.
Близость к античной традиции в скульптуре Прованса: цер-
ковь Сен-Трофим в Арле. Переходный характер скульптуры Иль-
де-Франса: аббатство Сен-Дени и «Королевский портал» собо-
ра в Шартре.

Распространение фресковых росписей в романских храмах
Франции. Иконографическая программа расположения компози-
ций в храме. Фрески церкви Сен-Савен-сюр-Гартан.

Настенные вышитые ковры, их применение в XI—XII вв. и
связь с монументальной живописью. Ковер из Байе (собор в Байе)
с изображением норманнского завоевания Англии, осады замка
Динан.

3. Тип храма романского периода и его региональные варианты.

Своеобразие черт романских храмов Франции, Германии, Ита-
лии, Англии. Тип храма на путях паломничеств (церковь Сен-
Мартен в Туре, собор Сантьяго де Компостелла в Испании и др.).
Композиция храмов Оверни (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клер-
мон-Ферране). Пример зальной церкви без эмпор (на западе Фран-
ции—Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье). В Провансе — тип базили-


\

ки с низкими боковыми нефами (церковь Сен-Трофим в Арле).
Применение стрельчатой арки в архитектуре Бургундии (значе-
ние церкви Клюнийского аббатства). Купольные церкви (на юго-
западе Франции — церковь Сен-Фрон в Периге).

Тип «имперских соборов» в Германии (Шпейер, Майнц, Вормс)
с двойной ориентацией. «Связанная система» сводчатых перекры-
тий. Церковь Марии монастыря Лаах в Германии. Позднероман-
ские соборы в Бамберге, Наумбурге. Устойчивость романских черт
в Германии.

Италия. Инкрустационный стиль в архитектуре Флоренции
(церковь Сан Миньято аль Монте, ансамбль в Пизе — собор,
баптистерий и башня). Архитектура Проторенессанса в Италии.

Особенности композиции архитектурных масс английских хра-
мов (собор в Или и др.). Стойкость средневековых традиций в
архитектуре Англии (поздняя «пламенеющая» готика).

4. Искусство Германии романского периода. Архитектурная
школа Хирсау. Церковь в Альпирсбахе. «Имперские соборы» в
Шпейере, Майнце, Вормсе с двойной ориентацией. «Связанная
система». Монастырская церковь Мариа-Лаах. Позднероманские
соборы Бамберга, Наумбурга.

В скульптуре — преобладание изделий из дерева, бронзы и
штука в интерьерах церквей. Надгробие Рудольфа Швабского в
Мерзебурге. «Строгий стиль» в монастырской скульптуре второй
четверти XII в.: бронзовое надгробие архиепископа Фридриха фон
Веттин в Магдебургском соборе.

Немецкие «Триумфальные распятия» («Распятие Имерварда»
в Брауншвейгском соборе). Деревянный пульт с фигурами еван-
гелистов из Фрейденштадта. «Вольфрам» — бронзовый светиль-
ник собора в Эрфурте. Статуя льва из Брауншвейга — редкий
пример светского монументального искусства.

Преодоление «строгого стиля» в конце XII — начале XIII в.
Первая скульптурная мастерская Бамбергского собора — споря-
щие апостолы и пророки на ограде хора Св. Георгия.

5. Гражданское зодчество средневековья.

Донжон. Замки феодалов: Вильгельма Завоевателя — Тауэр
(Лондон), графов Фландрских в Генте (Нидерланды), Альбрехта
в Мейсене (Германия), Шато-Гайяр (Франция).

Готический период. Королевские замки Франции — Лувр,
Бастилия. Замки герцога Беррийского в Пуатье. Изображения
позднеготических французских замков в «Богатейшем Часослове
герцога Беррийского» (музей Кондэ в Шантийи). Замок Карлш-
тейн в Праге. Замок Виндзор (Англия).

Средневековый город. Фахверковое городское строительство.
Дома купеческих гильдий. Дом Жака Кера в Бурже (Франция).


Ратуши: в Брюгге (Нидерланды), Флоренции (Палаццо Веккьо —
архитектор Арнольфо ди Камбио). Палаццо дожей и Ка д'Оро на
Большом канале в Венеции. Колледжи в Оксфорде и Кембридже
(Англия). Карлов мост в Праге.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал