Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аттестация гражданских служащих
1. Согласно ч. 1 комментируемой нормы аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оценивается соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по замещаемой им должности, выполнение им своих служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации должно быть утверждено указом Президента РФ. В настоящее время такой акт отсутствует, поэтому в части, не противоречащей данному Закону, должно применяться Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, которое утверждено Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353 (с изм. и доп. от 12 ноября 1999 г.). Кроме того, постановлением Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. N 23 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти. 2. Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется мотивированный отзыв непосредственного руководителя на подлежащего аттестации гражданского служащего. Отзыв должен содержать оценку исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В приложении N 1 к Положению о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденному перечислены сведения, которые должны быть отражены в отзыве: 1) фамилия, имя, отчество; 2) замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; 3) перечень основных вопросов, в решении которых принимал участие; 4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности. К этому отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов. Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом непосредственного руководителя. При необходимости он прилагает к отзыву пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. Например, при несогласии с отзывом непосредственного руководителя аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности. 3. Комментируемый Закон называет случаи, когда аттестация не проводится. Так, не подлежат аттестации гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий " руководители" и " помощники (советники)". Вместе с тем согласно буквальной формулировке указанной нормы гражданские служащие, замещающие должности данных категорий, не проходят аттестацию только в том случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. 4. По общему правилу аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Это - новелла закона: ранее аттестация должна была проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Данный Закон, как мы видим, более жестко регламентирует сроки проведения очередной аттестации. 5. Вместе с тем комментируемый Закон называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация: 1) внеочередная аттестация может проводиться в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. В случае сокращения должностей гражданской службы представитель нанимателя обязан за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. При сокращении штата гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность, может быть предложена иная должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, а также возможность пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации (см. комментарий к ст. 31). При этом предлагаемая должность гражданской службы должна соответствовать квалификации гражданского служащего, его профессиональному образованию и стажу гражданской службы или работы по специальности. Квалификация гражданского служащего может определяться по результатам внеочередной аттестации, проведенной в течение указанного двухмесячного срока предупреждения. По результатам такой внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе. Следует отметить, что проведение внеочередной аттестации при сокращении должностей гражданской службы является правом, но не обязанностью представителя нанимателя; 2) Закон также предусматривает возможность проведения внеочередной аттестации при изменении условий оплаты труда. Учитывая решения, которые могут быть приняты в отношении гражданского служащего по результатам аттестации, необходимость проведения внеочередной аттестации при изменении условий оплаты труда не вполне понятна. 6. Кроме того, внеочередная аттестация может проводиться во всяком случае по соглашению сторон служебного контракта, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Согласно положениям комментируемой нормы решение о проведении внеочередной аттестации в этом случае должно приниматься на основе результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. По смыслу этой нормы инициатива ее проведения может исходить как от гражданского служащего, так и от представителя нанимателя (например, при неудовлетворительных результатах профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по результатам годового отчета). Однако и в том и в другом случае необходимо выраженное согласие другой стороны служебного контракта. 7. Оценка служебной деятельности федерального государственного служащего основывается на соответствии его служебной деятельности положениям должностного регламента (см. комментарий к ст. 47). Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя. Если аттестуемый не согласен с отзывом непосредственного руководителя и им представлены дополнительные сведения о своей служебной деятельности, аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию. 8. Согласно комментируемой части статьи не подлежат аттестации женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также гражданские служащие, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам в соответствии с медицинским заключением продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов (ст. 255 ТК РФ). Лицам (как женщинам, так и мужчинам), усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - сто десять календарных дней со дня их рождения. Отпуск по уходу за ребенком может предоставляться как матери, так и отцу ребенка, бабушке, деду, другим родственникам или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Такой отпуск предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ). Аттестация гражданских служащих, находившихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, может проводиться не ранее чем через один год после выхода из отпуска. 9. Организация аттестации включает в себя: 1) формирование аттестационной комиссии; 2) утверждение графика проведения аттестации; 3) составление списков гражданских служащих, подлежащих аттестации; 4) подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии. 10. Создание аттестационной комиссии оформляется правовым актом соответствующего государственного органа. В состав аттестационной комиссии включаются: 1) представитель нанимателя и (или) уполномоченные им лица (представители кадровой и юридической служб, представители подразделения государственного органа, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы); 2) представитель соответствующего органа по управлению государственной службой; 3) независимые эксперты. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Представитель нанимателя в обязательном порядке привлекает к работе комиссии независимых экспертов. Новеллой закона является определение минимального количества независимых экспертов, участвующих в работе аттестационной комиссии. Согласно ч. 10 данной статьи число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Закон также предусмотрел порядок привлечения к работе аттестационной комиссии независимых экспертов. В качестве независимых экспертов могут привлекаться представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой. Эксперты приглашаются для участия в работе аттестационной комиссии соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя. Закон запрещает указывать в запросе персональные данные приглашаемых экспертов. 11. Определенными особенностями обладает состав комиссии, которая создается для проведения аттестации гражданских служащих, исполнение должностных обязанностей которых связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае следует учитывать положения законодательства о государственной тайне. 12-13. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается представителем нанимателя. По требованию закона состав аттестационной комиссии должен исключать возможность конфликта интересов, т.е. ситуацию, когда личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей (см. комментарий к ст. 19). В частности, на время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается. 14. Участие в проводимой в государственном органе аттестации (в том числе и внеочередной) является обязанностью гражданского служащего. В частности, согласно ч. 14 комментируемой статьи в случае отказа гражданского служащего от аттестации, а также при неявке его на аттестацию без уважительных причин гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности. Перечень дисциплинарных взысканий, которые могут применяться к гражданскому служащему, и порядок их применения установлен ст. 57, 58 данного Закона. Аттестация в этом случае переносится. 15. Представитель нанимателя утверждает график аттестации, который доводится до сведения гражданских служащих, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала. График аттестации должен предусматривать дату и время проведения аттестации, а также дату представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого гражданского служащего. При его неявке без уважительных причин аттестация переносится, а гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности. Аттестационная комиссия может вынести в отношении аттестуемого гражданского служащего одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. В настоящее время используется форма аттестационного листа, которая приведена в Положении о проведении аттестации федерального государственного служащего" (приложение N 2). Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку. 16. Результаты аттестации гражданского служащего представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. Представитель нанимателя в течение одного месяца после проведения аттестации и по ее результатам издает соответствующий правовой акт государственного органа. При этом он может принять одно из следующих решений в отношении соответствующего гражданского служащего: 1) о включении его в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; 2) о направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 3) о понижении в должности гражданской службы. 17. Необходимо отметить, что ст. 37 настоящего Закона предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя при его несоответствии замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Между тем комментируемая норма не предусматривает возможность принятия подобного решения по результатам аттестации (перечень решений, которые может принять представитель нанимателя, сформулирован исчерпывающим образом). Данная статья предусматривает увольнение гражданского служащего только при отказе его от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы. Нужно сказать, что решение об увольнении гражданского служащего в указанных случаях принимается по усмотрению представителя нанимателя. 18. Законом предусмотрена возможность обжаловать результаты аттестации в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд (см. комментарий к ст. 70). Кроме того, на наш взгляд, гражданский служащий, права которого были нарушены в ходе аттестации, может обжаловать ее результаты в соответствующий орган федеральной инспекции труда. 19. Законом предусмотрено принятие Президентом РФ Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ. В настоящее время аттестация федеральных государственных служащих регламентируется Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, которое утверждено Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 353. Правила и порядок аттестации гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ.
|