Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция национальных культур Э. Холла.






Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э.Холла. Онобратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невысказанные, скрытые правила, которые важны для понимания происходящих событий и межличностногоповедения. Культуры различаются своим «чтением контекста», использованием скрытой информа-ции, которую заключает в себе каждая ситуация. Взависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры навысококонтекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с преобладающим монохроннымили полихронным использованием времени.

Высокий контекст культуры является обязательным элементом успешного понимания того илииного события, поскольку высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контактымежду членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. В этом случае вотношениях между людьми всегда присутствуют тесные связи. В силу высокой информационнойобеспеченности и накопленного исторического опыта такие культуры можно назвать однородными, они мало меняются со временем и при взаимодействии с инокультурным окружением поведениепредставителей высококонтекстуальных культур порождает одинаковую реакцию и предсказуемо.По мнению Холла, здесь для обычного повседневного общения не требуется подробной информациио происходящем, поскольку представители этих культур постояйно в курсе того, что происходитвокруг. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страныБлижнего Востока, Япония и Россия. Для представителей высококонтекстуальных культур много информации передается неязыковымконтекстом — иерархией, статусом, внешним видом человека, манерами его поведения, условиямипроживания и т.д. Например, высококонтекстуальные по своей природе японцы не станут вестипереговоры с представителем другой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ееиерархии, как бы высоко профессионален он ни был.

В то же время в мире существует группа культур, в которых практически отсутствуютне формальные информационные сети. Эти культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни. Следствиями этой особенности оказываются слабая информированность и большая потребность в дополнительной информации для понимания представителей других культур при общении. К типу низкоконтекстуальных культур можно отнести культуры Германии, Швейцарии, США, скандинавских и других североевропейских стран. В культурах этих стран большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения. Здесь люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что это будет понято из ситуации общения. В подобных обществах наибольшее значение придается речи, а также обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами. На шкале низкоконтекстуальных культур верхнее положение занимают немцы с известной всем педантичностью. Для представителей немецкой культуры очень важны письменные контракты, договоры, документы.

Сравнение двух типов культур показывает, что каждая из них обладает специфическими особенностями. Так, высококонтекстуальные культуры отличает:

- невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;

-серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;

-излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;

- отсутствие открытого выражения недовольства при любых условиях и результатах общения. В свою очередь

низкоконтекстуальные культуры характеризуются следующими признаками:

-прямая и выразительная манера речи;

-незначительная доля невербальных форм общения;

-четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов;

-оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собеседника; - открытое выражение недовольства.

Каждой культуре присуща своя система использования времени, что чрезвычайно важно для межкультурной коммуникации. Для понимания партнера требуется знать, как понимается время вего культуре. По Холлу, в зависимости от способа использования времени культуры следует разделять на два противоположных вида: монохронные, в которых время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности; полихронные, в которых в один и тот же отрезок времени производится несколько видов деятель-ности. МОНО - Такой тип использования времени практикуется в Германии, США, ряде североевропейских стран. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средиземноморья, а также России.

39.Концепция национальных культур Г. Хофстеде.

 

Под влиянием индивидуальных особенностей психики, социального окружения и специфическихособенностей этнической культуры каждый человек особым образом воспринимает окружающиймир, становясь носителем определенного образа мыслей и потенциальных действий. В то же времяподавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наиболее восприимчив к процессам обучения. Определенныеощущения, формы мышления и способы действий, которые возникают в ходе обучения и закреп-ляются в сознании человека, консервируются и в дальнейшем слабо поддаются изменениям. Какизвестно, чтобы усвоить что-то новое, сначала необходимо отказаться от старых образцов. А отказ отпривычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистоголиста». Результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являются такназываемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измеренийкультуры по четырем показателям:

-дистанция власти (от низкой до высокой);

-индивидуализм - коллективизм;

-маскулинность — феминность;

-избегание неопределенности (от сильной до слабой).

Данные идеи и представления являются исходными в теории культурных измеренийголландского социолога Герта Хофштеде. Теория культурных измерений Хофштеде базируется на результатах письменного опроса, проведенного им в 40 странах мира, за исключением бывших социалистических стран, что объясняетотсутствие упоминаний всех восточноевропейских стран, в том числе России.

Измерение по параметру дистанция власти означает сравнение культур по степениконцентрации власти или распределения ее по различным уровням организации. Этот показательпозволяет установить, какое значение в разных культурах придается властным отношениям междулюдьми и как варьируются различные культуры по данному признаку. Дистанция властипредставляет собой величину неравномерного распределения власти в обществе и степеньготовности общества принять эту неравномерность во взаимоотношениях между различнымиэлементами. Дистанцию власти Хофштеде объясняет через основные ценности членов общества, наделенных властью. Способ распределения власти, по его мнению, обычно зависит от поведения. Наделенных властью членов общества, т.е. когорты руководителей, а не остальной массы руководимых.В культурах с высокой дистанцией власти последняя видится как некая данность, имеющаяфундаментальные основы. Поэтому представители данного типа культуры полагают, что власть — важнейшая часть социальной жизни, а носители власти рассматривают своих подчиненных каклюдей, существенно отличающихся от них самих. При этом в культурах такого типа акцент делаетсяв основном на принудительной форме власти. 3десь высокую ценность имеют Обязательность, исполнительность, конформное поведение, авторитарные установки и жесткий стиль руководства. В культурах с низкой дистанцией власти господствует точка зрения, согласно которойнеравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культурсчитают, что иерархия — условное закрепление неравенства людей в обществе, поэтому наибольшеезначение там придается таким ценностям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода иуважение к личности. Подчиненные здесь считают, что они такие же люди, как и их руководители.Поэтому коммуникация в данных культурах менее формальна, равенство собеседников выраженосильнее, а стиль общения носит в большей мере консультативный характер.В этих культурах эмоциональная дистанция между вышестоящими и их подчиненными незначительна.

В коллективистских культурах люди воспринимают мир и формируют свое отношение к немусквозь призму интересов группы. Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, которая разделяет люд ей на «своих» и «чужих». Большое внимание уделяется взглядам, целям ипотребностям группы, а не индивида. Социальные нормы и обязанности определяются группой, аличные взаимоотношения считаются важнее выполнения поставленной задачи. Поддерживаются теценности, которые разделяются всеми, а не те, которые выделяют индивида на фоне группы.Значимость человека зависит не от личных качеств, а от места в социальной иерархии. Культураподчеркивает принадлежность каждого к организации. В таких обществах не существует личногомнения как такового. Меньшая часть человечества живет в обществах, в которых интересы индивида преобладают надинтересами группы. Эти общества и их культуры были названы Хофштеде индивидуалистскими. Вних отношения между людьми зависят от индивидуальных интересов и притязаний их участников ипоэтому изменяются по мере изменения интересов и притязаний. В подобных обществах выбориндивидом стиля одежды, друзей, занятий или супруга относительно свободен и не зависит отдиктата со стороны семьи или еще кого-либо. Это не означает, что люди в таких обществах неиспытывают влияния со стороны окружающих. Но степень влияния здесь несравненно меньше, чем вколлективистских обществах.В силу указанных причин в таких индивидуалистских культурах, Как культуры Германии, США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, связи между людьми менееважны. Считается, что в этих культурах каждый человек должен сам позаботиться о себе и своей семье.

Измерение маскулинности — феминности призвано характеризовать те общества и культуры, вкоторых роли полов четко очерчены. Мужскими, по его мнению, следуетсчитать культуры, в которых ценятся тщеславие, стремление к успеху, признание достижений изабота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалируютзначимость межличностных отношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляется забота об окружающих. В соответствии с таким разделением, в маскулинных культурах доминируют следующиеценности: настойчивость, сила, независимость, материальный успех, открытость. В культурах смужским началом, характерных для Австрии, Великобритании, Венесуэлы, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Мексики, Швейцарии, Филиппин, Японии. Феминные культуры, присущие Дании, Нидерландам, Норвегии, Португалии, Финляндии, Чили, Швеции, ценят больше всего эмоциональные связи между людьми, заботу о других членах общества, самого человека. Мужчины в этих культурах не должны быть напористы, им надлежит приниматьучастие в воспитании детей.

Измерение культур по параметру избегание неопределенности означает сравнение культур постепени допустимых отклонений от установленных ими норм и ценностей. Избеганиенеопределенности является ответной реакцией членов какой-либо культуры на угрозу или опасностьдля себя из-за непонятной или неопределенной ситуации. «Процесс избегания» предполагаетустранение от контактов с людьми, общение с которыми таит скрытую или непосредственнуюопасность. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации неизвестности людипостоянно испытывают стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности, согласноХофштеде, ведет не только к повышенному стрессу индивидов, но и к высвобождению у нихбольшого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопре-деленности наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществахсоздаются особые каналы. К культурам данного типа Хофштеде относит культурыБельгии, Германии, Гватемалы, Греции, Перу, Португалии, Уругвая, Франции, Японии. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условиях, поэтому для них характерен более низкий уровень стрессов и страхов.Закономерно, что при низком уровне боязни неопределенности люди недовольны чрезмерной регламентацией и организованностью жизни, избытком правил и инструкций. Поэтому правилаустанавливаются ими только в случае крайней необходимости. При этом они лучше чувствуют себя внеординарных ситуациях, которые открывают больше возможностей для творческого решения различных проблем. Здесь господствует убеждение, что правил должно быть как можно меньше, вовсем следует надеяться только на себя. Представители этих культур легче воспринимаютнепредсказуемость жизни, их не пугают непонятные человеческие поступки и новизна идей, онитерпимо относятся ко всему необычному, высоко ценят инициативу, готовность идти на риск. К этойкатегории Хофштеде отнес культуры Дании, Индии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Швеции.

Теорию культурных измерений Хофштеде критикуют с различных позиций, при этом преждевсего обращая внимание на ее ограниченный характер. Каждая культура составляет собственнуюпрограмму действий для своих членов, которая отличается от программ действий других культур.Поэтому интерес к культурным различиям всегда велик и не ограничивается только приведеннымивыше измерениями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал