Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составляющие профессионализма в межнациональных отношениях






 

Структура и содержание форм проявления профессионализма в межнациональных отношениях чрезвычайно сложны и многообразны. Их основу, безусловно, составляют: хорошо развитые способности и постоянно присутствующая предрасположенность человека к работе с представителями других этнических общностей; своеобразно сформированные интересы и стремление находить удовлетворение от процесса взаимоотношений с ними.

Конечно, эти характеристики, как уже отмечалось, должны дополняться глубокими и широкими знаниями в области межнациональных отношений и нестандартным владением умениями, необходимыми для успешного выполнения специалистом тех сложных задач, которые перед ним стоят. Но в любом случае это должен быть человек с многосторонне развитыми и специфически проявляющимися чертами характера и направленности личности, ориентированными на постоянное, кропотливое и нестандартное общение и взаимодействие с представителями разных национальностей.

Социологические и социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие люди обычно проживают в многонациональных регионах России, где чрезвычайно многолика этническая среда обитания, а практика повседневного многофункционального сотрудничества со всеми категориями иноэтнического населения с детства входит в их плоть и кровь, не вызывает внутренней напряженности и противодействия.

Цементирующими составляющими профессионализма в межнациональных отношениях являются: этносоциальная компетентность; готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями различных этнических общностей; адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.

1) Этносоциальная компетентность — это такая степень проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет специалисту в межнациональных отношениях правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в их ходе своеобразие традиций, привычек и психологические качества; находить адекватные формы воздействия с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия. Этносоциальная компетентность профессионала в межнациональных отношениях выражается, прежде всего, в высокой степени его грамотности в области правильного осознания и верной интерпретации своеобразия функционирования национально-психологических особенностей.

2) Готовность к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями различных этнических общностей обычно предполагает наличие эмоционально-волевой устойчивости к перипетиям и превратностям межнациональных отношений и способности проявлять ее в любых условиях сопутствующих им контактов и взаимоотношений.

Сегодняшний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отношением представителей тех или иных этнических общностей, их самолюбивым и часто вызывающим поведением, отчуждением, неприязнью и непониманием. В связи с этим от любого человека, а от специалиста в межнациональных отношениях тем более, требуются большая выдержка, внешне спокойное и нейтральное реагирование на факты подобных рецидивов, умение достойно и с чистой совестью выходить из конфликтных ситуаций, не таить зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять причины всего этого, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой основе совершенствовать свою деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и тесного сотрудничества, отвечающих интересам всех представителей этнического взаимодействия, если даже кто-либо из них не осознает этого в данный момент.

3) Необходимо также совершенствовать и адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Социально-психологическая адаптация человека к быту, жизни и специфике общения других народов, в отличие от адаптации к собственной культуре, часто порождает внутреннюю напряженность, глубокие переживания, определенную неуравновешенность в межнациональных контактах. Профессионал в межнациональных отношениях должен не только сам быстро приспосабливаться к условиям иноязычной среды, но и, главное, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами находить пути и способы нейтрализации внешнего и внутреннего дискомфорта субъектов межнационального взаимодействия, вырабатывать на основе быстрого и компетентного анализа обстановки необходимые рекомендации по нейтрализации зарождающихся негативных индивидуально- и социально-психологических настроений и переживаний, а если возникнет необходимость, то и применять конкретные методы чрезвычайного и быстрого вмешательства в межнациональные отношения. Ну и, конечно, с его стороны требуются дополнительные усилия для разъяснения участникам конфликта: необходимости взаимных усилий и общей заинтересованности в интересах достижения согласия; значимости их собственного стремления понять иноэтническую среду и ее законы, принципы ее существования.

4) Культура межнационального взаимодействия обусловливает продуктивность и результативность деятельности специалиста в области межнациональных отношений. Под ней следует понимать совокупность многих специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

В содержательном плане культура межнационального взаимодействия предполагает: знание норм и правил, которые регулируют характер взаимоотношений представителей различных этнических общностей и способствуют формированию их взаимных интересов; соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения и отношений; умения профессионально грамотно воздействовать на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление и желание утверждать на практике взаимно согласованные принципы взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнациональных отношений; наличие способностей противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси.

Формирование профессионализма в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон личности человека с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал