Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
социологический ;психологический.⇐ ПредыдущаяСтр 64 из 64
Между социологическим и психологическим подходами существуют различия: • социология ориентирована на изучение конфликтов в обществе, • в отличие от социологии психология изучает природу конфликтного поведения в зависимости от различных эмоционально-психо Кроме социологии и психологии, конфликт является предметом изучения многих дисциплин: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, юриспруденции, правоведения, истории, математики, искусствоведения, культурологии, экономики, этики и т. д. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках других наук, которые позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Сегодня конфликтология в России находится в стадии становления и является междисциплинарной наукой. Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия. В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:
Достаточно эффективным приемом изменения реальности под ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества. Зачастую до начала конфликта участники взаимодействия находятся в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений. Методы поддержания и развития сотрудничества: 1. Метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы. 2. Метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности и агрессивности, выражении сочувствия и готовности оказать партнеру помощь. 3. Метод сохранения репутации партнера. Конкурент – не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитет и статус противника подчеркивает собственный статус и авторитет. В любом случае, правила межличностного общения предполагают уважительное отношение к партнеру. 4. Метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда возможно в совместном проекте использовать определенные характеристики, черты своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимоотношения и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше. 5. Метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим. 6. Метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно общие заслуги (результаты) делить на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт. 7. Метод психологического настраивания. В отличие от метода практической эмпатии, он предполагает многообразное, позитивное воздействие на партнера. В основе это воздействие сводится к своевременному информированию партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий и т.п. 8. Метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т.п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и, таким образом, затруднить возникновение конфликта. 1. Конфликт - это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои разные, часто противоположные цели двух или более сторон. В латинском языке слово conflictus означает столкновение. В толковом словаре русского языка Ожегова конфликт определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор. Существует двух основных современных подхода к пониманию конфликта: · обобщенный (конфликтологический); · психологический. Обобщенный, или конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т. д. Психологический подход делает акцент на человеческую сущность В основе любого конфликта лежит противоречие. Противоречивыми могут быть: цели; взгляды; мнения; ценности; интересы; потребности. Противоречия - необходимые, но недостаточные условия конфликта. Они превращаются в конфликт только через носителей противоречий (конкретные люди, группы, социальные слои, политические партии, государства). Основные черты конфликта: · это явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни (как и человек, общество по своей природе не может быть бесконфликтным, идеальным, совершенным. Дисгармония, противоречия и конфликты - постоянные, составные части общественного развития. Поэтому нужно воспринимать конфликт как нормальное общественное явление, как процесс испособ взаимодействия людей); · явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее · это взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, взглядов, интересов, как минимум, 2 сторон. Необходимые условия возникновения конфликта: · наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; · значимость ситуации для участников конфликта; · неделимость объекта конфликта; · наличие угрозы со стороны одного из оппонентов достижению · желание участников продолжить конфликт для достижения Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д. Конфликтная ситуация является основой конфликта. Обязательными факторами любого конфликта являются: • субъекты конфликта; • объект конфликта; • предмет конфликта. Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов могут выступать как отдельные личности (руководители, сотрудники), так и группы, организации, государства. Субъекты защищают значимые для них интересы. Другая часть участников, чьи интересы затронуты косвенно, являются посредниками, свидетелями, невольными участниками конфликта и т. д. Объект конфликта - конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфликтующих сторон. Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, противоречие, являющееся причиной спора. Более подробно данные категории будут раскрыты ниже. 2. В основе любого конфликта лежит противоречие между: · различными желаниями, потребностями, интересами; · и возможностями для их удовлетворения. Все виды конфликтов, возникающие либо в сознании одного человека, либо в межличностных отношениях, либо в отношениях между отдельным человеком и группой происходят именно из этих противоречий. В организациях конфликты чаще всего вспыхивают, когда потребности одних лиц или групп сталкиваются с аналогичными потребностями других лиц или групп данной организации. Кроме того, причины конфликта могут лежать и внутри человека. Все факторы конфликта можно разделить на две группы: · субъективные; · объективные.
|