Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из практических примеров в спорте и физической культуре
В мире легкой атлетики известны примеры установления мировых рекордов африканскими спортсменами, которые не имели физкультурного образования. Само собой напрашивается вопрос: как же эти мировые рекордсмены в беге на выносливость могли овладеть рациональной техникой бега, не зная о ее закономерностях? На этот вопрос можно ответить однозначно - методом проб и ошибок. Иными словами, тренеры по бегу на выносливость в отличие от своих коллег из других видов легкой атлетики (метатели, прыгуны …) с первого шага в своей практической работе со спортсменами занимаются не обучением технике бега, как написано во многих учебниках и пособиях, а совершенствованием их технического мастерства.
Ребенок учится бегать методом проб и ошибок, так как в этом возрасте он не в состоянии еще понять законы, которым подчиняются движения человека. Овладение им техникой бега начинается с того, что он наблюдает за взрослыми или детьми и пытается подражать им. После множества падений, чередующихся с успешными попытками, ребенок овладевает необходимой координацией движений и начинает бегать уверенно. Как известно, дети обычно обладают необыкновенной легкостью бега. Они бегают свободно, с полным расслаблением и большой частотой бегового шага (более 250 шагов в минуту). Как правило, когда подростки или юноши начинают тренироваться под руководством тренера и слышат об элементах техники бега (о наклоне туловища, движении рук, подъеме бедра, опорном периоде, заднем толчке, о высоком или низком забрасывании голени и т.д.), их бег перестает быть легким и естественным, а частота бегового шага несколько снижается.
Учения о планомерно-поэтапном формировании действий Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одно из направлений – физическое образование, которое включает:
Обучение двигательному действию, представляющему систему движений, по мнению Н.А. Бернштейна, Боген М.М.. Донского Д.Д. должно основываться на знании их структурных элементов. По мнению П.И.. Павлова одним из ведущих механизмов научения – условные рефлексы. В 30-40 –х годах Н.А. Бернштейн разработал учение о построении движения. Согласно его теории, в основе движения – осознанное подчинение среды, ее перестройка в соответствии с потребностями индивидуума. По теории Бернштейна Механизм формирования движений проходит 3 стадии: 1. характеризуется невысокой скоростью, напряженностью, неточностью 2. характеризуется постепенное исчезновение напряженности, повышение скорости и точности, становление мышечной координации. 3. характеризуется снижением доли влияния сенсорных систем, снижение доли участия усилий мышц, за счет использования сил тяжести, инерции, центробежных, реактивных и. т.д. Управление движением по Бернштейну – сложный, многоуровневый процесс, каждый из которых имеет свою функцию.
В 50-60 г П. Я. Гальперин разработал «теорию поэтапного формирования действий и понятий», согласно которой: 1. этап – формирование схемы ООД (ориентировочной основы двигательного действия). Ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности ее осуществления. 2. этап – усвоение действия по схеме 1
3. этап - действия усваиваются в форме внешней речи. 4. этап - переход от усвоения действия в форме внешней речи к усвоению в форме внутренней речи. Если действия выполняются быстро (автоматизировано), без напряжения – осуществляется переход на следующий этап 5. этап - действия усваиваются в форме внутренней речи. Сознание контролирует смысловую направленность действия. Положения теории Гальперина позволили объяснить и обосновать методологию обучения Д.Д.
|