Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация налогового контроля
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли). Содержание налогового контроля включает: · Наблюдение за подконтрольными объектами; · Прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; · Принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; · Выявление виновных и привлечение их к ответственности. Все действия налоговых органов по проведению налогового контроля должны осуществляться в пределах их полномочий, установленных гл.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Новая концепция налоговой ответственности закреплена НК РФ в ст. 106-136, гл. 15 " Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", гл. 16 " Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение", гл. 18 " Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах". Законодательство определяет налоговое правонарушение как предусмотренное законом противоправное, виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (постановление Конституционного суда РФ от 17.12.96 № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 ч. I ст. 11 Закона РФ " О федеральных органах налоговой полиции"). Статья 106 НК РФ определяет, что налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Налоговый кодекс предусмотрено материальный и формальный составы налогового правонарушения. Например, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ (" Неуплата или неполная уплата сумм налога''), в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода является материальным, а состав правонарушения, предусмотренный ст. 116 НК РФ (" Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе") - формальным. Формальный состав налогового правонарушения имеет место, например, в таком налоговом правонарушении, как непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В данном случае ответственность наступает независимо от того, возникла ли по этому налогу недоплата или переплата. Статья 107 НК РФ определяет, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. В соответствии с НК РФ субъектами налоговой ответственности являются: 1. налогоплательщики (юридические и физические лица), 2. налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели); 3. банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет. Налоговый кодекс ввел следующие новые положения. Презумпция невиновности налогоплательщика и налогового агента. Каждый налогоплательщик и налоговый агент считаются невиновными в совершении налогового правонарушения, пока их виновность не будет доказана в суде и установлена вступившим в законную силу решением суда. Бремя доказывания вины налогоплательщика и налогового агента возложено на налоговые органы. Налогоплательщик и налоговый агент не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, поскольку законом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика и налогового агента, возложена на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика и налогового агента в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика и налогового агента. Налогоплательщику и налоговому агенту достаточно доказать, что соответствующая норма налогового законодательства допускает толкование, являющееся более благоприятным для него, чем требует налоговый орган. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Как в уголовном и административном праве, законодатель устанавливает две формы вины: умысел и неосторожность. При этом умысел при совершении налогового правонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность при совершении налогового правонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Виды ответственности за нарушения налогового законодательства (см. схему 1).
Схема 1. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства. В соответствии со ст. 87 НК РФ все налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные, как установлено ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (см. схему 2)
Схема 2. Виды налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка является формой текущего (повседневного) контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (ст. 88 НК РФ), а также соблюдением порядка перечисления налогов в бюджеты разного уровня. Выездная налоговая проверка, как следует из ст. 89 НК РФ, проводится по месту нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения или источника объекта налогообложения и включает в себя проверку документов, находящихся в распоряжении налогоплательщика, проведение инвентаризации имущества налогоплательщика и осмотр (обследование) помещений и территорий. Часть 2 ст. 87 НК РФ упоминает также встречную проверку, которая является составной частью соответственно камеральной или выездной налоговой проверки. Суть встречной проверки заключается в сопоставлении данных о деятельности налогоплательщика, осуществляемой им с другими лицами, с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика, с целью оценить их достоверность. Для проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогового агента, банка, контрагентов налогоплательщика и иных лиц документы (договоры, счета-фактуры и т. д.) о деятельности проверяемого налогоплательщика, относящиеся к предмету соответствующей проверки. Статья 87 НК РФ содержит общее правило о запрете проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Выездная налоговая проверка отличается от камеральной тем, что для ее проведения требуется специальное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором должны быть зафиксированы следующие положения: указание на налогоплательщика, предмет проверки; должностные лица налогового органа, уполномоченные на ее проведение. Объектом выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. При этом важно подчеркнуть, что состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого налогоплательщика, а также перечень предметов, помещений и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру (обследованию), ограничивается предметом проверки, определенным в решении о ее проведении. Статья 89 НК РФ предусматривает правила, существенно отличающиеся от ранее действовавших. В частности, в течение календарного года налоговые органы вправе (но не обязаны) провести одну выездную налоговую проверку налогоплательщика. Однако данные ограничения не распространяются на выездные налоговые проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также в случае проведения проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку. Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки - два месяца. Однако по решению вышестоящего налогового органа данный срок может быть увеличен до трех месяцев. При проведении выездной налоговой проверки могут быть истребованы любые документы, исследование которых необходимо при рассмотрении вопросов, определенных решением о проведении налоговой проверки соответствующего налогоплательщика или налогового агента. Налогоплательщик обязан в пятидневный срок представить документы по запросу налогового органа. В случае отказа налогоплательщика представить затребованные документы налоговый орган имеет право произвести их выемку (изъятие) в соответствии со ст. 94 НК РФ. Основанием для проведения выемки является постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, утвержденное руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем. Такое постановление должно быть мотивированным, т. е. в нем должны быть указаны причины, по которым производится выемка соответствующих документов (отказ предоставить запрошенные документы; воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа в помещения или на территории, где находятся документы или предметы, необходимые для проведения проверки, и т. п.). В постановлении должен содержаться перечень документов и предметов, подлежащих выемке. Состав изымаемых документов определяется предметом налоговой проверки. Изъятию подлежат подлинники документов, свидетельствующих о совершенном налоговом правонарушении, во избежание их уничтожения, сокрытия или подделки; во всех остальных случаях налоговые органы вправе требовать только заверенные копии документов. Акт выездной налоговой проверки, подписанный проверяющими, должен быть вручен налогоплательщику. Факт вручения акта имеет важные юридические последствия, как для налогоплательщика, так и для налогового органа. В частности, до тех пор, пока акт налоговой проверки не вручен налогоплательщику, последний вправе считать, что состоявшаяся проверка нарушений не обнаружила.
|