Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговые схемы.
Понятие налоговая схема появилось не из теоретических разработок, а из реальной жизни российских налогоплательщиков. В понимании большинстваруководителей налоговое планирование — это прежде всего налоговые схемы. Такой вывод достаточно близок к истине, т.к. конкретные результаты оптимизационного налогового планирования всегда выражаются в некоторых организационно-правовых схемах. Налоговая схема — это основная идея конкретного метода оптимизации (минимизации) налогов; легальное описание взаимодействия элементов налоговой схемы; наглядное графическое представление выбранного метода оптимизации (минимизации) налогов. Под налоговой схемой также можно понимать такое оформление и представление экономических действий, которое позволит налогоплательщиком применить благоприятный налоговый режим и получить экономию по уплате налогов. Оптимизационное налоговое планирование может иметь различный масштаб и, соответственно, различную экономическую эффективность воздействия на бизнес. По своему масштабу (степени воздействия на налогоплательщика) налоговые схемы бывают трех видов: глобальные, средние и малые. 1. Глобальные налоговые схемы помогают минимизировать большинство основных налогов, существенно меняют формы бизнеса, воздействуя на основную массу применяемых экономических действий, приводят к многократному сокращению налогового бремени. 2. Средние налоговые схемы помогают минимизировать один-два налога, требуют приспосабливать бизнес под данные схемы приводят к сокращению налогового бремени на десятки процентов. 3. Малые налоговые схемы минимизируют обычно один налог, иногда второстепенный. Обычно не требуют больших организационных затрат, позволяют достигнуть небольшого, но все-таки заметного сокращения налогового бремени. Для реализацииналоговых схем и серьезного налогового планирования требуется комплексное применение в их взаимосвязях нескольких предприятий - налогоплателыциков с различными налоговыми режимами, с учетом имеющихся внутренних и внешних ограничении подконтрольности предприятий, доверие к определенным лицам, наличие посредников и т.д.). Реальные налоговые схемы могут быть достаточно масштабными и сложными. Лучшие топологии налоговых схем необходимо для получения уверенного навыка их разработки, оценки и анализа, понимания их специфики и отдельных деталей. Под топологией налоговой схемы можно понимать зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов налоговой схемы и связей между ними. Основными элементами налоговых схем являются следующие объекты: юридическое лицо - налогоплательщик, его контрагенты по сделкам и юридические лица, выполняющие функции налоговых посредников. Связи между элементами определяют направления основных финансовых потоков налогоплательщика и, следовательно, имеют векторный вид, который обозначается стрелками. Схемы с количеством взаимодействующих лиц от двух до четырех могут считаться простыми. Схемы с количеством участников более четырех считаются сложными. И последнее что необходимо рассмотреть – это механизм построения схем. Самым сложным этапом оптимизационного налогового планирования является разработка конкретных налоговых схем. Классическая последовательность их построения следующая: Поиск идеи. На данном этапе наиболее эффективными являются различные эвристические и творческие подходы. Ближе всего эта деятельность связана с комплексным анализом налогового законодательства с учетом необходимости минимизировать размеры or по конкретным налогам. Разработка экономической модели. На данном этапе решается вопрос, имеет ли найденная идея практический интерес и экономическое содержание, определяется, какой экономический эффект он принести. Юридическая модель. Рассматривается юридическая возможность реализации идеи, юридическое оформление и обоснование значимых деталей. Заканчивается проектами документов. Организационная модель. Любая схема должна быть деталь лакирована и правильно организована. На этом этапе выделяю возможные организационные сложности, пути их преодоления, ответственные лица, этапы и отчетность. Учетная модель. Вполне законченной схемой для предприятий можно посчитать только такую налоговую схему, в которой точно наг подход к учету и расчету бухгалтерских и налоговых показателе, определены бухгалтерские проводки. Различные варианты бухгалтерских проводок могут повлиять на конечный результат и, соответственно, эффективность налоговой схемы. Отработка деталей. Данный этап частично входит в вышеуказанные, но имеет и собственную ценность. Этот этап целиком прикладной и относится к возможностям и связям конкретных предприятии, и также конкретной специфике реального предприятия и региона. Вес существенные для налоговой схемы детали должны быть проверены Обычно при разработке налоговых схем ряд общих деталей в качестве предположений принимается без доказательств. Но иногда на практике оказывается, что какая-то отдельная операция не может быть произведена так, как задумывалось, или и заданные сроки. Классификация налогового планирования. Противоправные мероприятия, содержащиеся в налоговом плане подразделяются на следующие группы правонарушений[6]: · виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода; · виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий; · виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов; · виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками; · виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников; · виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур; · виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств. Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов: 1. Уклонение от уплаты налогов. 2. Обход налогов. 3. Стандартный метод. 4. Налоговое планирования. Документальное оформление налогового планирования происходит: 1. В налоговом календаре; 2. В приказе по учетной и налоговой политике хозяйствующего субъекта; 3. Во внутренних правилах налогового планирования в организации; 4. В инструкциях для участников процесса налогового планирования. Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов: Спецификой объекта налогообложения; 1. Спецификой субъекта налогообложения; 2. Определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты; 3. Налогообложение доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам; 4. Использованием определенных вариантов учетной и договорной политики; 5. Возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ. Классификация (от лат. classis – разряд, класс) – система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знаний или деятельности человека, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними и используемая как средство для установления связей между этими объектами. Классификация налогового планирования должна исходить из общетеоретических положений о классификации, учитывать гносеологические корни этого понятия. Взаимодействуя с другими элементами общей системы, налоговое планирование принимает все черты, свойственные общеэкономическому планированию, в этом проявляется их диалектическая связь как частного и общего, через призму их соотношения, взаимосвязи вычленяется сущность налогового планирования. Следовательно, говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в виду, во-первых, логику и структуру построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, и, во-вторых, временные рамки, с одной стороны ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой – выступающие индикатором эффективности планируемых действий путем сопоставления прогнозируемого и фактического результата. По субъектам, участвующим в налоговом планировании, различают внешние, разрабатываемые и применяемые третьими лицами (учредителями предприятия, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т.п.), и внутренние (исполнительные органы предприятия, его структурные подразделения) мероприятия налогового планирования. В зависимости от юрисдикции применения методов налоговой оптимизации различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных актов, законодательных актов субъектов Российской Федерации, федеральных законов, а также в соответствии с международным налоговым правом. Последняя группа методов, которая в литературе получила устойчивое наименование – международное налоговое планирование – настолько специфична и значима в развитии мировой экономики, что заслуживает особо тщательного анализа. В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования: · Планирование на уровне государства (государственное); · Хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы предприятий; · Физических лиц (индивидуальное).
|