Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговый потенциал на основе репрезентативной налоговой системы.






Репрезентативная налоговая система.

Налоговый паспорт предприятия.

Управление на предприятии и налоговое планирование.

Целенаправленность и устойчивость функционирования социально-экономической системы обеспечивается за счет формирования в ней некоторой системы управления, структурно состоящей из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Управление представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл (см. схема 5).

Схема 5. Взаимосвязь функций управления

Анализ означает проведение аналитических процедур как обязательного элемента управленческого процесса предшествующего принятию решения. Наиболее качественное аналитическое обоснование – это обоснование направленное на перспективу.

Планирование следует за анализом. По результатам аналитических расчетов составляется план действий, в основу которого закладываются некоторые локальные цели. Эти цели могут быть исключительно вариабельны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий.

Организация позволяет осуществлять реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и использование. Данная функция исключительно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов.

Учет означает введение в систему управления специфической подсистемы организации фиксации результатов текущего использования плановых заданий. Как правило, это оперативный, бухгалтерский и статистический виды учета.

Контроль предполагает организацию системы отслеживания состояния текущей ситуации плановым ориентирам.

Регулирование дополняет предыдущую функцию и предполагает наличие в управленческой структуре компании системы реагирования на зафиксированные отклонения (система обратной связи). В зависимости от существенности отклонений, а также изменения внутренних и внешних факторов в рамках этой системы вносятся корректировки в плановые задания, ресурсное обеспечение, технологический процесс и др.

Результативность и эффективность действующего предприятия зависит от умения его руководителей задействовать весь спектр доступных ресурсов и факторов. Немаловажно и то обстоятельство, что успешность функционирования предприятия в целом в значительной степени определяется разумностью его финансовой политики.

Налоговое планирование следует рассматривать как составной элемент бизнес-планирования организации. Его реализацию целесообразно проводить в комплексе с маркетинговым, производственным, финансовым планированием.

Составные части налогового планирования на предприятии.

Решения в области налогового планирования на уровне предприятия способны принимать три основные группы лиц:

· собственники фирмы;

· управленческий персонал (топ-менеджеры);

· сторонние лица (лендеры, контрагенты, потенциальные акционеры) (см. схема 7).

Собственники фирмы принимают решения стратегического характера в отношении объема и структуры капитала, тем самым, влияя на объекты налогового планирования – совокупность налогооблагаемых баз предприятия. Стратегические инвестиционные решения также выступают мощным фактором, влияющим на объем налоговых выплат, поскольку определяют в какие сегменты рынка будут направлены средства, расширение действующих мощностей, выход организации на новые рынки и др.

Схема 6. Фрагмент классификации решений по налоговому планированию на уровне предприятия

Безусловно, не все собственники фирмы в равной степени участвуют в принятии подобных решений, нередко не только их подготовка, но и инициирование делается топ-менеджерами организации, однако формально принятие решений зависит от собственников.

Менеджеры организации. Формальной их задачей является принятие решений по текущему управлению финансами фирмы, т.е. обеспечение максимальной эффективности хозяйственной деятельности. В области налогового планирования – это решения, касающиеся плановых мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз предприятия, а также текущему контролю правильности исчисления и своевременности налоговых выплат.

Сторонние лица. В эту группу входят потенциальные собственники, лендеры, контрагенты, находящиеся в финансовых отношениях с предприятием или потенциальные контрагенты.

Несмотря на разнообразность решений, всех упомянутых выше лиц объединяет необходимость получения информации, которая обеспечила бы обоснованность и разумность принимаемых решений.

С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений.

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия в области налогового планирования, можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние пользователи (схема 8).

К внутренним пользователям относятся собственники организации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководители среднего звена).

Внешних пользователей информации по налоговому планированию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвенными финансовыми интересами и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия.

К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется также по требованию контролирующих органов, также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы консультанты.

Вместе с тем, очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения деятельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы без сомнения служит информационное обеспечение процесса принятия решений по налоговому планированию, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур налогового планирования в отношении субъекта.

Схема 7. Классификация пользователей информации по налоговому планированию.

Но помимо вышеперечисленных факторов важное значение для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по налоговой оптимизации, и формируются из двух частей:

- первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей;

- вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы.

- Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать:

- обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации;

- использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы;

- применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

Информационная база по налоговому планированию на предприятии.

Информационное обеспечение может быть построено по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различные варианты, например, создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс» или «КонсультантПлюс», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников и данных и др.

Ключевой элемент информационного обеспечения – информационная база; один из возможных вариантов ее структурирования приведен на схеме 8. Приведенная структура инвариантна в том смысле, что в подобном виде она может формироваться как с позиции предприятия, так и любого внешнего по отношению к нему лица.

Информационная база состоит из четырех крупных комплексов данных, различающихся степенью систематизации:

1) данные системы бухгалтерского учета,

2) данные системы налогового учета,

3) статистические данные;

4) несистемные данные.

Эта база формируется с учетом действующих нормативных документов, которые несут в себе определенную информацию, инвариантную по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту.

Представление информационной базы, приведенное на схеме 8. не является единственно возможным или полностью исчерпывающим. Тем не менее, даже такое представление позволяет судить о том, что информационные ресурсы в отношении любого предприятия достаточно обширны. От тщательности их организации в значительной степени зависит результативность решений по налоговому планированию на предприятии.

С процессуальной точки зрения налоговое планирование на предприятии – это формирование системы параметров, определяющих состояние налогообложения хозяйствующего субъекта и мер воздействия на него. Все это находит отражение в налоговом плане предприятия.

 

Схема8. Структура информационной базы системы принятия решений по налоговому планированию.

Налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии.

Разработка налогового плана должна начинаться с формулирования целей развития предприятия на перспективу и оценки имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы для развития этих целей.

Структура налогового плана предприятия представлена на схеме 9.

Выбранная налоговая стратегия предприятия отражает основные направления его развития в области налогообложения. Согласно выбранной стратегии развития формируются годовые бюджеты предприятия с учетом налогов. Относительно годовых бюджетов формируются тактические налоговые бюджеты, например на квартал, на месяц.

Тактические налоговые планы содержат те мероприятия по налоговой оптимизации, которые должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового бюджета предприятия. Именно при помощи тактических налоговых планов происходит координация текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов. В этой ситуации изменению подлежат годовые планы, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач предприятия.

Схема 9. Структура налогового плана предприятия.

Стратегические задачи могут быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки.

Согласно структуре налогового плана, схема процесса налогового планирования будет выглядеть следующим образом (схема 10).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал