Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отношение государства к оптимизации налогообложения.
" Легальное" или " законное" уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений " теряется" из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Налоговые органы отдельных стран время от времени предпринимают специальные расследования с целью оценить масштабы оптимизации налогообложения в отдельных отраслях экономики и сферах деятельности (по отдельным видам сделок и операций), выявить наиболее распространенные методы и приемы оптимизации, а также определить грани уклонения от налогов и оптимизации. При этом исследуются недостатки и просчеты в законодательстве, которые способствуют или делают возможным такие уклонения, разрабатываются конкретные меры борьбы и новые законодательные акты, пресекающие эту деятельность и развитие самого процесса. Основное внимание при этом уделяется таким трудно контролируемым группам налогоплательщиков, как предприниматели, лица свободных профессий и владельцы предприятий мелкого и среднего бизнеса, среди которых уклонение от уплаты налогов получило наибольшее распространение и продолжает прогрессировать и которые не уделяют достаточного внимания разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов. В Российской Федерации, как и других странах, принимаются меры по предупреждению и упорядочению практики оптимизации налоговых платежей. Однако правовые нормы, содержащиеся в различных отраслях права, не скоординированы, не составляют единой системы, не согласованы между собой и нуждаются в совершенствовании. Необходимо чаще и четче формулировать государственную позицию по некоторым вопросам оптимизации налогообложения (как в случае с " проблемными банками"), доводить ее до налогоплательщиков. Налоговая оптимизация - это использование пробелов в действующем законодательстве с целью уменьшения налоговых платежей. С нашей точки зрения, налоговое законодательство должно быть таким, чтобы максимально уравнивать возможности каждого налогоплательщика по использованию схем оптимизации налогообложения. Небогатые фирмы обычно практически ничего не минимизируют, так как на это у них нет денег. Оптимизировать же на свое усмотрение - занятие довольно опасное. Содержание специалиста в данной области или обращение в фирмы, оказывающие услуги по оптимизации, является достаточно дорогим удовольствием. Оптимизация имеет смысл, когда затраты, произведенные на ее осуществление, меньше, чем сэкономленные налоги и риск того, что налоговые органы не примут позицию налогоплательщика. Поэтому и минимизируют налоговые платежи, как правило, фирмы со средними и большими оборотами. Следует отметить, что налоговая оптимизация ставит налогоплательщиков, отчасти, в неравные условия в конкурентной борьбе. Ведь небольшая фирма, производящая продукцию и не имеющая больших оборотов и средств для оптимизации, находится в менее выгодных и благоприятных условиях, чем ее более крупный конкурент, производящий аналогичную продукцию и использующий схемы минимизации и, соответственно, платящий меньшие налоги и за счет этого имеющий возможность реализовывать продукцию дешевле. Поэтому в интересах государства защитить мелкие фирмы, сделать все возможное для устранения возможностей для оптимизации, соответствующим образом прорабатывать налоговые законопроекты. В то же время часть вторая НК РФ дает налогоплательщикам не меньше возможностей для создания схем оптимизации, чем прежнее налоговое законодательство.
Контрольные вопросы к лекции № 2.: 1. Дайте определение налогового планирования в интерпретации разных экономистов; 2. Какова структура налогового планирования; 3. Каковы пределы налогового планирования; 4. Существуют ли временные пределы налогового планирования; 5. Перечислите количественные и качественные пределы налогового планирования; 6. Каковы принципы налогового планирования; 7. Каковы стадии налогового планирования; 8. Каковы основные формы организации налогового планирования; 9. Каковы этапы и направления налогового планирования; 10. Дайте определение налоговая схема; 11. Дайте более подробную характеристику двух этапов налогового планирования: Разработка и планирования налоговых схем, Подготовка и реализация налоговых схем; 12. Каков механизм построения налоговых схем; 13. В чем состоит специфика налогового планирования; 14. Как можно классифицировать налогового планирования; 15. Каково отношение государства к оптимизации налогообложения.
Лекция 3. Методика реализации налогового планирования на предприятии. Методика реализации налогового планирования на предприятии. Управление на предприятии и налоговое планирование. Составные части налогового планирования на предприятии. Информационная база по налоговому планированию на предприятии. Налоговый план на предприятии и его разработка. Постановка системы налогового планирования на предприятии.
|