Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие налогов на принятие предпринимательских решений.






Целью деятельности хозяйствующего субъекта является, как правило, увеличе­ние стоимости фирмы, повышение благосостояния акционеров. И важнейшим фактором для достижения этой цели является получение предпринимательской прибыли, т. е. прибыли, очищенной от налогов. Именно поэтому крайне актуально рассмотрение влияния налогов на принятие предпринимательских решений.

Впервые, хотя и не в явной форме, это предположил А. Смит. Явно провозгласил это его последователь Дж. Хикс. Именно эта уточненная концепция повсеместно развивается в рамках основного — «mainstream» — (но не единствен­ного) течения современной экономической науки. Это мнение разделяют большое количество российских экономистов, занимающихся проблемами финансовому менеджмент.

Прибыль для предприятия это очень важно, но это не единственная цель деятельности хозяйствующего субъекта, данное утверждение можно подтвердить следующим:

Во-первых, согласно существующей теории агентских отношений, возникает конфликт между заинтересованностью в прибыли со стороны акционеров и другими интересами финансовых менеджеров, занимающихся в т числе и вопросами налогового планирования.

Во-вторых, утверждение о преобладающей роли прибыли верно не для всех компаний и сфер деятельности. На определенном этапе своего развития организации могут преследовать такие цели, как увеличение доли рынка, в том числе и за счет отказа от получения части возможной прибыли в результате снижения цен. Для ряда сфер деятельности не только прибыль, но и социальный эффект являются целью их деятельности: социально-культурная и жилищно-бытовая сфера.

Западные экономисты в настоящее время к данному утверждению подходят все более и более осторожно, не отрицая его всецело, но и не абсолютизируя, увязывают с конкретными обстоятельствами. Тем более что абсолютное увеличение прибыли хозяйствующего субъекта не всегда отражает реальное изменение эффективности его функционирования. Современная западная экономическая теория выделяет множество подходов к целям фирмы, которые можно классифицировать на:

1) технологическую концепцию, являющуюся основой классической и неоклассической теорий;

2) институциональную теорию;

3) теория игр.

Стремление российских организаций к максимизации прибыли в современных условиях часто сопровождается существенными нарушениями действующего в государстве законодательства о правилах ведения бухгалтерского учета и аудита.

Необходимо отметить следующее противоречие: Рыночная экономика не тер­пит убыточных предприятий, а российская экономика переходя на рыночные рельсы по инерции сохраняет значительное количество убыточных предприятий. Хотя на даже на Западе при развитой систе­ме аудита компании идут на искажение отчетности.

Как правило налоговое планирование имеет специфику в зависимости от целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

Оптимизация налогообложения хозяйствующего субъекта в теории должна вести к увеличению размера чистой прибыли и отвечать интересам как акционеров, так и менеджеров и наемных работников. При планировании как зарубежные, так и российские предприятия часто ориентируются на сводный показатели накоплений, включающий кроме прибыли и другие доходы. Во-первых, это часть реальных денежных накоплений в форме избыточных амортизационных отчислений по сравнению с реальным износом оборудования и различных резервных фондов. Во-вторых, это нереализованный прирост стоимости принад­лежащих предприятию активов: недвижимого имущества, товарных запасов, па­кетов акций и т. п. В-третьих, это находящиеся в обороте предприятия средства передача которых в пользу других лиц может быть на определенное время задер­жана: суммы налогов, по которым предоставлена отсрочка; фонды привлечения работников к участию в капитале предприятия, образуемые путем начислений на их заработную плату. С позиций такого планирования все налоги, уплачиваемые хозяйствующими субъектами, рассматриваются как его собственные издержки и являются «встроенным регулятором» для предпринимательских решений. Так как размер налоговых платежей в общей сумме расходов хозяйствующего субъек­та составляет значительную величину, то налоговое планирование осуществля­ется на всех стадиях его жизненного цикла и во всех сферах его финансово-хозяй­ственной деятельности.

В идеальной экономике налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на реально налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на при­нятие стратегических и тактических решений.

Налоги вносят дисбаланс в экономические взаимоотношения хозяйствующих субъектов и принятие решений. Это отмечал еще в XIX в. Д. Львов - один из российских исследователей налоговых отношений.

Все предпринимательские решения и в прошлом, и в на­стоящее время анализируются исходя из наличия или отсутствия того или иного налога, размера налоговых ставок, вычетов и освобождений и других положений налогового законодательства. В общем виде схему влияния налогов на принятие предпринимательских решений можно представить из двух блоков:

С одной стороны это - налоговое законодательство, которое регламентирует и устанавливает элементы налогообложения и тем самым формирует налоговое бремя;

С другой стороны - Налоговые органы, проверяющие налогоплательщиков и применяющие налоговые санкции.

Предпринимательские решения должны приниматься только с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства. Отсюда можно сформулировать одну из целей налогового планирования - сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Здесь не просто надо минимизировать налоги, а сократить их негативное влияние на процесс принятия и измене­ния стратегических и тактических предпринимательских решений.

Повторим следующую аксиому: нало­говый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения: где и какую компанию создать — и заканчивая инвестиционными решениями с учетом ди­сконтирования. Рассмотрим влияние налогов на принятие предпринимательских решений на различных стадиях налогового планирования.

На первой стадии происходит принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования территориальном расположении самого пред­приятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов, исходя из целей деятельности предприятия и особен­ностей налоговых режимов отдельных стран.

На второй стадии осуществляется выбор организационно-правовой формы юридического лица его размера и внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лиц с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам. В западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязатель­ства, и наоборот.

Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительны возможности для налогового планирования.

Третья стадия заключается в текущем налоговом планировании, которое состоит из следующих основных элементов:

1. использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с уче­том изменения налогового законодательства с целью оперативного реагиро­вания на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

2. использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

3. разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения;

4. осуществление вариантных расчетов по различным элементам конкретных налогов;

5. использование возможностей изменения сроков уплаты налогов и сборов, в том числе реструктуризация задолженности, отсрочка и рассрочка уплаты, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

На четвертой стадии принимаются решения по наиболее рациональному раз­мещению активов и прибыли и по инвестированию и аккумулированию средств, с учетом возможностей получения дополнительных налоговых льгот или обеспечения возврата части уплаченных налогов.

Рассматривать влияние налогов на принятие предпринимательских решений возможно также с позиций процессного подхода, представляющего качественно новую концепцию внутрифирменного менеджмента, состоящую в коренном пере­смотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры.

Систему процессов организации целесообразно подразделять на две основных группы процессов: бизнес-процессы и обслуживающие процессы.

Бизнес-процессы — процессы, изначальной целью которых является удовлетворение потребностей внешних потребителей, готовых платить за результаты процесса.

Обслуживающие процессы — процессы, конечной целью которых является ре­шение внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов. Дан­ная группа не является единственной группой процессов, направленных на реше­ние внутренних задач организации.

Налоговое планирование, с одной стороны, может быть представлено как об­служивающий процесс, так как оно направлено на решение внутренних задач организации по обслуживанию бизнес-процессов, выполняется исходя из интере­сов собственников и способствует улучшению финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия и повышению его финансовой значимости. Однако следует признать, что налоговое планирование является и специфическим управленче­ским процессом, так как призвано сопровождать (способствовать оптимизации) практически каждую функцию любого бизнес- и обслуживающего процесса хо­зяйствующего субъекта.

Таким образом, налоговое планирование целесообразно считать специфическим управленческим процессом, которое может присутствовать в виде функции составе как бизнес, так и обслуживающих процессов и призвано способство­вать оптимизации практически каждой функции любого процесса хозяйству­ющего субъекта. Эффективность налогового планирования можно существенно повысить, решая его задачи с позиций процессного подхода.

Обобщая результаты рассмотрения влияния налогов на принятие предприни­мательских решений, можно констатировать, что оно происходит на различных стадиях налогового планирования, при выполнении различных функций бизнес-процессов и зависит от структуры решаемых вопросов.

Исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента.

В основе многих теорий финансового менеджмента лежит понятие идеальных или совершенных рынков капитала, кото­рое предполагает в числе прочих условий отсутствие каких-либо налогов. На практике такое условие выполнимо только для хозяйствующих субъектов, имею­щих полное освобождение от налогов. Таким образом, результаты, предсказан­ные теорией, исходившей из отсутствия налогов, совпадут с действительностью лишь у незначительного количества организаций. Например, такое возможно для организаций, осуществляющих деятельность через оффшорные юрисдикции, или имеющих практически полное освобождение от налогов на территории конкретной страны.

Дж. Б. Уильяме и М. Г. Гордон первыми применили анализ дисконтированной денежного потока для управления финансами корпораций.

В 1958 г. Ф. Модильяни и М. Миллер разработали теорию структуры капитала согласно которой стоимость фирмы определяется только ее будущими доходами и не зависит от структуры ее капитала.

В дальнейшем различными исследователями предприняты попытки модифи­цировать теорию Модильяни-Миллера. В частности, было доказано, что эконо­мия за счет снижения налогов обеспечивает повышение стоимости фирмы по мере увеличения доли заемного капитала только до момента достижения опти­мальной структуры капитала. С определенного момента при увеличении стоимо­сти заемного капитала стоимость фирмы снижается, так как налоговая экономия более чем перекрывается ростом затрат вследствие необходимости поддержания более рисковой структуры источников средств (банки по мере роста удельного веса заемного капитала в источниках средств хозяйствующего субъекта увеличи­вают уровень платы за кредит). Данная теория получила название теории комп­ромисса между экономией от снижения налоговых выплат и финансовыми затра­тами.

Модильяни и Миллер разработали также теорию дивидендов, рассмотрев вли­яние политики выплаты дивидендов на курс акций фирмы и доказав отсутствие такового в условиях идеальных рынков капитала (в том числе при нулевом нало­гообложении).

В 1952 г. Г. Маркович разработал теорию портфеля, доказав, что объединение Рисковых активов в портфели позволяет снижать уровень риска. В дальнейшем взаимосвязь между уровнем риска и доходности нашла свое отражение в разработанной Д. Линтнером, Я. Мойссином и У. Шарпом модели оценки доходности Финансовых активов, которая также базируется на принципах идеальных рынков капиталов, предполагающих в числе прочих и нулевое налогообложение.

Теория ценообразования опционов в виде формализованной модели нашла ев отражение в работах Ф. Блэка и М. Шоулза. Данная теория может быть призвана относительно частной, однако при определенных условиях ее целесообразно использовать при дисконтировании и в других финансовых моделях.

Еще одной теорией является гипотеза эффективности рынков. В рамках слабой формы эффективности данной модели в качестве аномалии выделяется «январский эффект», когда в январе доходность ценных бумаг существенно возрастает.

Следующей теорией является теория агентских отношений.

К числу теорий финансового менеджмента относится и теория асимметрич­ной информации, когда менеджер знает о будущем своей фирмы больше, чем на­блюдающие за ней аналитики и инвесторы.

Анализ развития теорий финансового менеджмента показал, что значительный вклад в них внесли экономисты-математики, предлагающие довольно абстрактные модели и формулы. Однако на практике принятие конкретных решений на уровне хозяйствующего субъекта в настоящее время не может происходить на основе моделей, обладающих достаточной условностью. Дальнейшее развитие теории финансового менеджмента должно происходить на основе более тесной связи с реальными условиями хозяйствования предприятий, определяющим фактором которых являются налоги.

Одновременно очень важно подчеркнуть, что минимизация суммы налога на прибыль путем увеличения расходов хозяйствующего субъекта оказывает на до­ходность акций такое же влияние, как образование резерва под обесценение цен­ных бумаг, т. е. уменьшает доходность.

Именно поэтому налоговое планирование должно быть направлено на опти­мизацию финансово-хозяйственной деятельности организаций, а не на миними­зацию сумм налогов.

Налоговый фактор необходимо учитывать и в других моделях, изучаемых различными теориями финансового менеджмента.

Авторы ставили своей целью в данном параграфе не доскональное изучение различных теорий финансового менеджмента, а определение влияния налогов на принятие финансовых решений. Поэтому в заключение необходимо отметить, что в историческом аспекте теории финансового менеджмента претерпевают изменения, неизбежно переходя от теории идеального рынка, когда налоги принимаются равными нулю, к всестороннему учету налогового фактора. В условиях существования неидеального рынка, внешнего воздействия со стороны налоговой системы на принятие практически любых предпринимательских решений, теоретических концепциях все большее внимание должно уделяться налоговой составляющей, а хозяйствующие субъекты вынуждены заниматься налоговым планированием как составной частью финансового менеджмента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал