Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов.






Целью финансовой науки является изучение лучшего использования во времени ограниченных финансовых ресурсов. Так как налоги представляют собой одно из важнейших внешних ограничений собственных финансовых ресурсов хозяйству­ющих субъектов, то, естественно, наука финансового менеджмента, как таковая должна рассматривать налоговый аспект управления финансами фирмы.

Однако если мы возьмем фундаментальные труды известных авторитетов в области фи­нансового менеджмента, то там, хотя налогам уделяется определенное внимание, вопросы на­логового планирования практически не рассматриваются, это можно и сказать и о трудах отечественных экономистов, где вопросам непосредственно налогового планирования уделяется крайне мало внимания и практически не рассматрива­ется воздействие налогового планирования на предпринимательскую прибыль и оптимизацию доходов акционеров.

Таким образом, традиционно налоговое планирование было выведено из си­стемы управления финансами, не рассматривалось как составная часть финансо­вого менеджмента. Однако в значительной степени успех или неуспех — как крупной корпорации, так и организаций малого бизнеса — зависит не столько от четкой структуры управления финансами, сколько от такого важного сегмента финансового менеджмента, как налоговое планирование. Значимость налогового планирования проявляется не только в рамках управления финансами хозяйству­ющих субъектов, но и в оптимизации финансовых результатов. Можно привести десятки примеров успешно работающих фирм, когда их финансово-хозяйствен­ная деятельность осуществляется грамотными и опытными специалистами, пре­красно разбирающимися в специфике налогообложения соответствующей отрасли, правовых аспектах действующей налоговой системы, выигрывающими арбит­ражные процессы и виртуозно управляющими налогами. Немалую лепту в это вносят сегодня и аудиторские фирмы, которые в современных российских усло­виях являются своеобразным «налоговым щитом» для многих предприятий. Аудит в настоящее время не столько подтверждает достоверность бухгалтерского учета и отчетности, сколько, особенно в условиях постоянного реформирования налоговой системы, помогает предприятиям постигать премудрости налогового планирования.

Назрела настоятельная необходимость выделения налогового планирования в отдельный самостоятельный сегмент науки и практики управления финансами хозяйствующего субъекта, систематизации накопленных разрозненных теорети­ческих знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения эко­номического роста.

Следует отметить, что так как расходы, доходы, конечные результаты и капи­тал имеются у всех хозяйствующих субъектов, то именно с них следует начинать изучение как вопросов управления финансами предприятий в целом, так и про­блем налогового планирования, в частности (см. схему 17).

Схема 17. Место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.

В современных российских условиях налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъекта целесообразно рассматривать исходя из его классификации в зависимости от деятельности хозяйствующего субъекта.

Если реальной целью деятельности является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено на всестороннее их уменьшение. Налоговое планирование в этом случае должно осуществляются в направлении уменьшения суммы налогов, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли.

Завершая рассмотрение налогового планирования в рамках управления расхо­дами хозяйствующих субъектов, нельзя не указать, во-первых, что налоговое регулирование расходов оказывает влияние не только на уровень себестоимости единицы продукции, но и на конечные результаты деятельности организации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику российских условий, когда расходы для целей налогообложения не совпадают с расходами по бухгалтерскому учету. В таких условиях хозяйствующие субъекты неизбежно большее внимание вынуждены уделять расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли. Налоговое планирование в рамках управления доходами хозяйствующих субъ­ектов также имеет важное значение, так как он является одним из обобщающих показателей деятельности хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование в системе управления доходами организаций целесообразно осуществлять по различным направлениям. Ценовая политика предприя­тий в современных условиях тесно взаимосвязана с вопросами налогообложения. Большое влияние на уровень цен, а опосредованно и на уровень прибыли, как конечного финансового результата, оказывают косвенные налоги, прежде всего налог на добавленную стоимость. Оптимизация данных налогов позволяет предприятиям увеличивать свои финансовые ресурсы. Поэтому хозяйствующие субъекты должны уделять соответствующее внимание вопросам налогового планирования НДС.

Планирование доходов и выручки создает основы для планирования различ­ных модификаций прибыли, которое также невозможно без учета фактора нало­гового планирования.

Управление различными модификациями прибыли по аналогии, как это сде­лано по расходам, целесообразно анализировать в зависимости от целей, стоящих перед организацией.

Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является получение при­были и максимизация чистой прибыли, то основные усилия налоговых менедже­ров должны быть направлены именно на достижение этого.

Факторы первого и второго порядка, влияющие на размер прибыли, в том чис­ле чистой, возможно дополнить группой факторов, являющихся результатом ре­шений, принимаемых менеджером по налоговому планированию. Причем здесь также может присутствовать экономия определенных ресурсов, но вызванная нерачительным к ним отношением, а изменением правил налогообложения в ре­зультате налоговой политики организации.

При управлении прибылью от реализации необходимо иметь в виду, что нема­ловажное значение для целей ее планирования аналитическим методом имеет Фактор изменения уровня косвенного налогообложения. Такое изменение воз­можно не только в результате законодательных инициатив, но и вследствие нало­гового планирования.

Прибыль от реализации изменяется в результате налоговой политики предприятия по расходам.

Причем организации, имеющие целью увеличение прибыли, стремиться к минимизации расходов, используя в числе прочих различные элементы налогового планирования.

На максимизацию чистой прибыли также оказывают воздействие факторы, влияющие на оптимизацию доходов и расходов в соответствии с выбранной организацией стратегией. Кроме того, увеличения чистой прибыли хозяйствующие субъекты могут добиться, используя методы международного налогового планирования, в том числе осуществляя деятельность в странах с льготным налогообложением, в оффшорах и внутренних свободных экономических зонах.

В настоящее время огромное значение для организации имеют вопросы управления инвестиционной деятельностью. В данном сегменте финансового менед­жмента принимаются решения по осуществлению реальных и финансовых инве­стиций и по управлению оборотным капиталом. Рассмотрим последовательно эти управления с точки зрения влияния налогового планирования на принятие данных решений.

По реальным инвестициям налоговое планирование позволяет увеличить такие источники финансирования капитальных вложений, как амортизационные отчисления, путем принятия в учетной политике соответствующего способа на­числения амортизационных отчислений, и чистую прибыль.

При управле­нии реальными инвестициями необходимо учитывать все указанные российские особенности расчета эффекта финансового рычага. Кроме того, необходимо про­водить дисконтирование по источникам финансирования и прибыли для расче­тов финансового рычага (левериджа) по долгосрочным кредитам. Таким образом, при составлении инвестиционного плана хозяйствующие субъекты должны грамотно подходить к поиску источников финансирования, используя дополнитель­ные возможности, предоставляемые налоговым планированием.

Осуществляя реальные инвестиции, необходимо учитывать, что источник их финансирования зависит от формы их осуществления. Модернизация, реконст­рукция, техническое перевооружение, ремонт по-разному регулируются налого­выми методами. Все перечисленные вопросы должны решаться на стадии теку­щего налогового планирования.

Управление нематериальными активами также зависит от налогового плани­рования.

Управление оборотным капиталом предполагает в числе прочих решение задач по снижению дебиторской задолженности, в том числе и путем предоставления скидок с цены при условии досрочной оплаты. В этой связи необходимо отметить, что влияние налогового планирования на ценовую политику возможно путем оптимизации НДС.

Кроме того, необходимо указать, что в условиях действия главы 25 Налогового кодекса РФ меняется подход к признанию штрафов со стороны кон­трагентов. Согласно ст. 317 НК РФ, если условиями договора не установлен раз мер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получа­теля не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. Данное положение является еще одним аргументом в пользу применения скидок при условии досрочной оплаты продукции покупателями и его необходимо учитывать, управляя дебиторской задолженностью. При фор­мировании оптимальной партии заказа также целесообразно учитывать влияние косвенных налогов.

Завершая обзор влияния налогового планирования на инвестиционные реше­ния, необходимо отметить, что при их обосновании на основе временной стоимости денег необходимо использовать суммы соответствующих показателей в после-налоговой стоимости. Таким образом, методы налогового планирования, позво­ляющие повысить доходы и уменьшить расходы хозяйствующего субъекта должны активно использоваться при принятии инвестици­онных решений.

В получении положительного денежного потока налоговому планированию отводится первостепенная роль, так как в структуре денежных платежей хозяй­ствующих субъектов налоги занимают существенный удельный вес. Именно поэтому оптимизация налоговых потоков, как по сумме, так и по време­ни их осуществления, имеет первостепенное значение для достижения превыше­ния притока денежных средств над оттоком.

Налоговое планирование предполагает управление амортизационными отчислениями. Здесь уместно указать на разное влияние, оказываемое амортизацион­ной политикой на результаты отчета о прибылях и убытках, где амортизацион­ные отчисления учитываются в составе себестоимости, т. е. со знаком «-», и на денежные потоки, где амортизационные отчисления в составе притока денежных средств учитываются со знаком «+». Для целей максимизации прибыли при разработке амортизационной политики целесообразно выбирать линейный метод исчисления амортизационных отчислений, хотя для денежных потоков это не будет идеальным решением. Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является получение максимальной суммы чистой прибыли, то целесообразно в этом случае использовать нелинейный метод начисления амортизации, кото­рый к тому же в первые годы дает увеличение притока денежных средств решению задач по минимизации налога на прибыль будет также способствовать применение ускоренной амортизации по правилам, предусмотренным главой 25 Налогового кодекса РФ.

Традиционно влияние налогов учитывается в денежных потоках по операцион­ной деятельности, однако налоги и налоговое планирование оказывают влияние также и на инвестиционные и финансовые решения. Соответственно, налоговое бремя организации целесообразно в целях обеспечения большей достоверности распределить между текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, проведя его декомпозицию в соответствии с действующими стандартами МСФО, хотя данная процедура является крайне трудоемкой и требует дополнительных теоретических обоснований и эмпирических исследований.

Таким образом, налоговое планирование оказывает многоплановое влияние на оптимизацию денежных потоков и недаром составляемый хозяйствующими субъектами платежный календарь (сводный операционный бюджет) должен быть тесно взаимосвязан с налоговым календарем.

Как было отмечено выше, система финансовых отношений организаций состо­ит из:

1) формирования и использования доходов,

2) формирования расходов,

3) формирования и использования прибыли и капитала.

Таким образом, можно сказать, что через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опо­средованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. При принятии предпринимательских решений на каждой стадии налогового планирования решаются также вопросы оптимизации налогового бремени.

Можно также сделать вывод, что наибольшее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта оказывают относительные показатели изменения налогового бремени по доходам, нежели по расходам. Следовательно, налоги, влияющие на уровень доходов, оказывают большее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта, чем налоги, влияющие на уровень расходов. С учетом вышеизложенного можно сгруппировать налоги по степени влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций (см. схема 30).

Схема 18. Группировка основных налогов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами по степени их влияния на финансово-хозяйственную деятельность организаций

Данная группировка носит предварительный, достаточно условный характер. Окончательные выводы можно сделать только после обобщения результатов практики расчета налогового бремени конкретных хозяйствующих субъектов и его анализа.

Следует учитывать, что, когда мы говорим об осуществлении налогового пла­нирования, речь идет не о тактике механического сокращения налогов, а о страте­гии эффективного управления организацией и принятия решений таким обра­зом, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) была вся структура бизнеса. Именно с этих позиций должно строиться правовое регулирование налогового планирования в условиях реформирования налоговой системы.

Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта

В настоящее время в России существуют различные альтернативные проекты дальнейшего реформирования системы налогообложения в целом и по отдельным налогам в частности, что должно учитываться налоговыми менеджерами, за­нимающимися вопросами налогового планирования при разработке вариантов предпринимательских решений.

Стимулирование деловой активности и пополнение казны — это два взаимосвя­занных направления осуществляемой налоговой реформы. Причем сиюминутное удовлетворение фискальных потребностей бюджета может обернуться в будущем большими потерями как для хозяйствующих субъектов, так и для государства.

Обеспечение необходимых темпов роста невозможно без соответствующего стимулирования предпринимательской активности. Этому должно способство­вать продуманное создание и эффективное функционирование свободных эконо­мических зон в нашей стране, отсутствие поспешности в отмене льгот и стимулов для инвестиционной деятельности.

Развитию деловой активности способствует грамотное использование методов налогового планирования. Только в результате налогового планирования воз­можно реальное повышение финансовой устойчивости и значимости хозяйству­ющих субъектов, их развитие и последующее увеличение налоговой базы и по­полнение доходов соответствующих бюджетов.

Правовое регулирование самого налогового планирования вряд ли возможно и целесообразно на федеральном, региональном или местном уровне, а должно осуществляться на уровне хозяйствующих субъектов, для отдельных случаев —на отраслевом уровне.

Процесс налогового планирования можно представить в виде следующих подсистем:

Целевая подсистема устанавливает цели и задачи процесса налогового планирования на основе постоянного повы­шения качества налогового планирования, маркетинговых исследований, форми­рования конкурентных преимуществ предпринимательских решений в результа­те применения методов налоговой оптимизации (например, обоснование мнимого характера освобождений по НДС).

Обеспечивающая подсистема определяет ре­сурсы и требования к ним, а также инструменты процесса и порядок его докумен­тального контроля. Она предназначена осуществить методическое, информа­ционное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования.

Функциональная подсистема регулирует функции процесса и порядок их совершения. В рамках этой подсистемы должны решаться вопросы мотивации процесса налогового планирования, его организации и регу­лирования, учета и контроля.

Управляющая подсистема определяет участников процесса и их функциональные обязанности, а также контрактные, законодатель­ные и другие обязательные требования для налогового планирования. Обратная связь между входом и выходом процесса налогового планирования обеспечивается постоянным мониторингом за его осуществлением и анализом изменения критериев, характеризующих его эффективность.

Порядок выполнения любого процесса, в том числе и налогового планирования, соответствует законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон и устраивает организацию, если:

1. четко определены цели процесса, результат и ресурсы;

2. определена необходимость осуществления каждой функции выполняемого процесса — «ее нельзя не делать»;

3. все делается там, где «и должно быть»;

4. все делается тогда, когда это необходимо, «не раньше и не позже»;

5. все делает тот, кто должен, и не стоит поручать это другим людям;

6. все делается рационально, и нет лишних «движений».

Именно для решения перечисленных задач целесообразно разрабатывать внут­ренние правила (стандарты) — принятые организацией нормы, соответствующие законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребно­стям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, регламенти­рующие процесс с целью качественного и своевременного получения результата. Внутренне правило (стандарт) является внутренним нормативным докумен­том, который регламентирует и устанавливает:

1. цели процесса;

2. результат процесса;

3. ресурсы и требования к ним;

4. инструменты процесса и порядок документального контроля процесса;

5. функции процесса и порядок их совершения;

6. участников процесса и их функциональные обязанности;

7. контрактные, законодательные и другие обязательные требования;

8. мониторинг и критерии измерения качества и эффективности процесса.

Целью процесса налогового планирования является максимизация чистой при­были хозяйствующего субъекта (оптимизация налогового бремени) и удовлетво­рение потребностей собственников организации в размере, сроках и других пара­метрах налоговых платежей, которые соответствуют их ожиданиям.

Результатом процесса налогового планирования является чистая прибыль (на­логовая экономия), получаемая хозяйствующим субъектом за соответствующий период.

Ресурсы процесса включают методическое, информационное, правовое, орга­низационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования. Здесь же целесообразно учитывать возможные затраты на налоговое консульти­рование.

Инструменты процесса и порядок документального контроля процесса опреде­ляются на основе правовых баз данных по налоговой тематике; арбитражной и об­щегражданской судебной практики; разъяснений налоговых и финансовых орга­нов, специализированных консалтинговых компаний и аудиторов; специальной литературы; обычаев делового оборота.

Основными функциями процесса налогового планирования являются:

1. систематический мониторинг нормативно-правовой базы, обычаев делового оборота и комментариев специалистов по налоговой тематике;

2. составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;

3. разработка вариантов схем налоговых составляющих денежных, документарных и товарно-материальных потоков;

4. оценка риска различных вариантов оптимизации налогового бремени;

5. контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;

6. составление графика соответствия исполнения финансово-хозяйственных, в том числе налоговых, обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

7. исследование причин резких отклонений от среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации и налоговых последствий проводимых сделок;

8. • оценка эффективности применяемых схем налогового планирования.

Участники процесса налогового планирования.

Следует отметить, что только грамотное и оптимальное распределение обязан­ностей по налоговому планированию между его участниками позволит оптими­зировать данный процесс. Как говорится, «кадры решают все».

Порядок определения участников процесса основывается на предположениях:

• выполняя свои функции, участники процесса фиксируют факт их выполнения в соответствующих документах;

• регламент документа, раскрывающий его характеристику, порядок создания, использования, хранения и архивации, позволяет определить участников процесса.

Под участником процесса понимается структурное подразделение или кон­кретный специалист. Для определения участников процесса устанавливается рег­ламент каждого из документов, обеспечивающих контроль этого процесса. Путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые составляют, со­гласовывают, подписывают, утверждают и регистрируют документ, определяют­ся ключевые участники процесса; а путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые не участвуют непосредственно в процессе, а представля­ют информацию для анализа и обобщения, определяются вспомогательные участ­ники процесса.

Документами, регламентирующими выполнение процесса налогового плани­рования, могут быть различные внешние и внутренние документы.

Критериями измерения качества и эффективности процесса налогового планирования могут быть показатели снижения налогового бремени, более полная автоматизация процесса налогового планирования, расширение анализируемых Показателей и периодов, за которые производится сравнение и другие показатели.

Результатом описания порядка выполнения процесса являются утвержденные принятые к исполнению Внутренние правила (стандарты). Правила регламентируют процесс с целью качественного и своевременного получения результата и в то же время используются наряду с другими документами в качестве вход при организации процессов управления. Правила являются внутренним нормативным документом, и его обращение в системе документооборота организации должно соответствовать порядку, установленному в организации. Необходимо заметить, что при введении в организации Правил может потребоваться внесет определенных изменений и дополнений в существующую систему документ с оборота, так как Правила являются особым видом документа, который ранее мо не применяться в организации.

К основным положениям, которые регулируют обращение Правил в организации, относятся следующие: порядок подготовки и оформления документа; поря, док согласования и утверждения документа; регистрация с целью упорядочения обращения Правил в организации; порядок доведения документа до пользователей; порядок тиражирования документа; порядок использования и хранения до­кумента; порядок проверки; порядок изменения; порядок переиздания докумен­та; порядок отмены документа; порядок ликвидации документа устанавливает основание для ликвидации документа; лиц, имеющих полномочия для принятия решения о ликвидации документа; процедуры уничтожения.

Правила предназначены для широкого круга сотрудников, в том числе новых, мало знакомых с деятельностью организации как в целом, так и с ее отдельными особенностями. По этой причине Правила должны давать необходимое и доста­точное представление о деятельности организации в рамках описываемого про­цесса.

Контрольные вопросы к лекции № 6:

1. Каково воздействие налогов на принятие предпринимательских решений;

2. Каковы исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента;

3. В чем состоит специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов;

4. Каково место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов;

5. Какова правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта;

6. Каковы подсистемы процесса налогового планирования;

7. Что устанавливают внутренние правила (стандарт);

8. Каковы участники процесса налогового планирования;

Каковы основные функции процесса налогового планирования;

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал