Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов.
Целью финансовой науки является изучение лучшего использования во времени ограниченных финансовых ресурсов. Так как налоги представляют собой одно из важнейших внешних ограничений собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, то, естественно, наука финансового менеджмента, как таковая должна рассматривать налоговый аспект управления финансами фирмы. Однако если мы возьмем фундаментальные труды известных авторитетов в области финансового менеджмента, то там, хотя налогам уделяется определенное внимание, вопросы налогового планирования практически не рассматриваются, это можно и сказать и о трудах отечественных экономистов, где вопросам непосредственно налогового планирования уделяется крайне мало внимания и практически не рассматривается воздействие налогового планирования на предпринимательскую прибыль и оптимизацию доходов акционеров. Таким образом, традиционно налоговое планирование было выведено из системы управления финансами, не рассматривалось как составная часть финансового менеджмента. Однако в значительной степени успех или неуспех — как крупной корпорации, так и организаций малого бизнеса — зависит не столько от четкой структуры управления финансами, сколько от такого важного сегмента финансового менеджмента, как налоговое планирование. Значимость налогового планирования проявляется не только в рамках управления финансами хозяйствующих субъектов, но и в оптимизации финансовых результатов. Можно привести десятки примеров успешно работающих фирм, когда их финансово-хозяйственная деятельность осуществляется грамотными и опытными специалистами, прекрасно разбирающимися в специфике налогообложения соответствующей отрасли, правовых аспектах действующей налоговой системы, выигрывающими арбитражные процессы и виртуозно управляющими налогами. Немалую лепту в это вносят сегодня и аудиторские фирмы, которые в современных российских условиях являются своеобразным «налоговым щитом» для многих предприятий. Аудит в настоящее время не столько подтверждает достоверность бухгалтерского учета и отчетности, сколько, особенно в условиях постоянного реформирования налоговой системы, помогает предприятиям постигать премудрости налогового планирования. Назрела настоятельная необходимость выделения налогового планирования в отдельный самостоятельный сегмент науки и практики управления финансами хозяйствующего субъекта, систематизации накопленных разрозненных теоретических знаний и фрагментарного практического опыта в целях обеспечения экономического роста. Следует отметить, что так как расходы, доходы, конечные результаты и капитал имеются у всех хозяйствующих субъектов, то именно с них следует начинать изучение как вопросов управления финансами предприятий в целом, так и проблем налогового планирования, в частности (см. схему 17). Схема 17. Место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов. В современных российских условиях налоговое планирование в рамках управления расходами хозяйствующих субъекта целесообразно рассматривать исходя из его классификации в зависимости от деятельности хозяйствующего субъекта. Если реальной целью деятельности является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление расходами должно быть направлено на всестороннее их уменьшение. Налоговое планирование в этом случае должно осуществляются в направлении уменьшения суммы налогов, относимых на расходы для целей налогообложения прибыли. Завершая рассмотрение налогового планирования в рамках управления расходами хозяйствующих субъектов, нельзя не указать, во-первых, что налоговое регулирование расходов оказывает влияние не только на уровень себестоимости единицы продукции, но и на конечные результаты деятельности организации. Во-вторых, необходимо учитывать специфику российских условий, когда расходы для целей налогообложения не совпадают с расходами по бухгалтерскому учету. В таких условиях хозяйствующие субъекты неизбежно большее внимание вынуждены уделять расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли. Налоговое планирование в рамках управления доходами хозяйствующих субъектов также имеет важное значение, так как он является одним из обобщающих показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование в системе управления доходами организаций целесообразно осуществлять по различным направлениям. Ценовая политика предприятий в современных условиях тесно взаимосвязана с вопросами налогообложения. Большое влияние на уровень цен, а опосредованно и на уровень прибыли, как конечного финансового результата, оказывают косвенные налоги, прежде всего налог на добавленную стоимость. Оптимизация данных налогов позволяет предприятиям увеличивать свои финансовые ресурсы. Поэтому хозяйствующие субъекты должны уделять соответствующее внимание вопросам налогового планирования НДС. Планирование доходов и выручки создает основы для планирования различных модификаций прибыли, которое также невозможно без учета фактора налогового планирования. Управление различными модификациями прибыли по аналогии, как это сделано по расходам, целесообразно анализировать в зависимости от целей, стоящих перед организацией. Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то основные усилия налоговых менеджеров должны быть направлены именно на достижение этого. Факторы первого и второго порядка, влияющие на размер прибыли, в том числе чистой, возможно дополнить группой факторов, являющихся результатом решений, принимаемых менеджером по налоговому планированию. Причем здесь также может присутствовать экономия определенных ресурсов, но вызванная нерачительным к ним отношением, а изменением правил налогообложения в результате налоговой политики организации. При управлении прибылью от реализации необходимо иметь в виду, что немаловажное значение для целей ее планирования аналитическим методом имеет Фактор изменения уровня косвенного налогообложения. Такое изменение возможно не только в результате законодательных инициатив, но и вследствие налогового планирования. Прибыль от реализации изменяется в результате налоговой политики предприятия по расходам. Причем организации, имеющие целью увеличение прибыли, стремиться к минимизации расходов, используя в числе прочих различные элементы налогового планирования. На максимизацию чистой прибыли также оказывают воздействие факторы, влияющие на оптимизацию доходов и расходов в соответствии с выбранной организацией стратегией. Кроме того, увеличения чистой прибыли хозяйствующие субъекты могут добиться, используя методы международного налогового планирования, в том числе осуществляя деятельность в странах с льготным налогообложением, в оффшорах и внутренних свободных экономических зонах. В настоящее время огромное значение для организации имеют вопросы управления инвестиционной деятельностью. В данном сегменте финансового менеджмента принимаются решения по осуществлению реальных и финансовых инвестиций и по управлению оборотным капиталом. Рассмотрим последовательно эти управления с точки зрения влияния налогового планирования на принятие данных решений. По реальным инвестициям налоговое планирование позволяет увеличить такие источники финансирования капитальных вложений, как амортизационные отчисления, путем принятия в учетной политике соответствующего способа начисления амортизационных отчислений, и чистую прибыль. При управлении реальными инвестициями необходимо учитывать все указанные российские особенности расчета эффекта финансового рычага. Кроме того, необходимо проводить дисконтирование по источникам финансирования и прибыли для расчетов финансового рычага (левериджа) по долгосрочным кредитам. Таким образом, при составлении инвестиционного плана хозяйствующие субъекты должны грамотно подходить к поиску источников финансирования, используя дополнительные возможности, предоставляемые налоговым планированием. Осуществляя реальные инвестиции, необходимо учитывать, что источник их финансирования зависит от формы их осуществления. Модернизация, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт по-разному регулируются налоговыми методами. Все перечисленные вопросы должны решаться на стадии текущего налогового планирования. Управление нематериальными активами также зависит от налогового планирования. Управление оборотным капиталом предполагает в числе прочих решение задач по снижению дебиторской задолженности, в том числе и путем предоставления скидок с цены при условии досрочной оплаты. В этой связи необходимо отметить, что влияние налогового планирования на ценовую политику возможно путем оптимизации НДС. Кроме того, необходимо указать, что в условиях действия главы 25 Налогового кодекса РФ меняется подход к признанию штрафов со стороны контрагентов. Согласно ст. 317 НК РФ, если условиями договора не установлен раз мер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. Данное положение является еще одним аргументом в пользу применения скидок при условии досрочной оплаты продукции покупателями и его необходимо учитывать, управляя дебиторской задолженностью. При формировании оптимальной партии заказа также целесообразно учитывать влияние косвенных налогов. Завершая обзор влияния налогового планирования на инвестиционные решения, необходимо отметить, что при их обосновании на основе временной стоимости денег необходимо использовать суммы соответствующих показателей в после-налоговой стоимости. Таким образом, методы налогового планирования, позволяющие повысить доходы и уменьшить расходы хозяйствующего субъекта должны активно использоваться при принятии инвестиционных решений. В получении положительного денежного потока налоговому планированию отводится первостепенная роль, так как в структуре денежных платежей хозяйствующих субъектов налоги занимают существенный удельный вес. Именно поэтому оптимизация налоговых потоков, как по сумме, так и по времени их осуществления, имеет первостепенное значение для достижения превышения притока денежных средств над оттоком. Налоговое планирование предполагает управление амортизационными отчислениями. Здесь уместно указать на разное влияние, оказываемое амортизационной политикой на результаты отчета о прибылях и убытках, где амортизационные отчисления учитываются в составе себестоимости, т. е. со знаком «-», и на денежные потоки, где амортизационные отчисления в составе притока денежных средств учитываются со знаком «+». Для целей максимизации прибыли при разработке амортизационной политики целесообразно выбирать линейный метод исчисления амортизационных отчислений, хотя для денежных потоков это не будет идеальным решением. Если целью деятельности хозяйствующего субъекта является получение максимальной суммы чистой прибыли, то целесообразно в этом случае использовать нелинейный метод начисления амортизации, который к тому же в первые годы дает увеличение притока денежных средств решению задач по минимизации налога на прибыль будет также способствовать применение ускоренной амортизации по правилам, предусмотренным главой 25 Налогового кодекса РФ. Традиционно влияние налогов учитывается в денежных потоках по операционной деятельности, однако налоги и налоговое планирование оказывают влияние также и на инвестиционные и финансовые решения. Соответственно, налоговое бремя организации целесообразно в целях обеспечения большей достоверности распределить между текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, проведя его декомпозицию в соответствии с действующими стандартами МСФО, хотя данная процедура является крайне трудоемкой и требует дополнительных теоретических обоснований и эмпирических исследований. Таким образом, налоговое планирование оказывает многоплановое влияние на оптимизацию денежных потоков и недаром составляемый хозяйствующими субъектами платежный календарь (сводный операционный бюджет) должен быть тесно взаимосвязан с налоговым календарем. Как было отмечено выше, система финансовых отношений организаций состоит из: 1) формирования и использования доходов, 2) формирования расходов, 3) формирования и использования прибыли и капитала. Таким образом, можно сказать, что через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. При принятии предпринимательских решений на каждой стадии налогового планирования решаются также вопросы оптимизации налогового бремени. Можно также сделать вывод, что наибольшее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта оказывают относительные показатели изменения налогового бремени по доходам, нежели по расходам. Следовательно, налоги, влияющие на уровень доходов, оказывают большее влияние на конечные результаты деятельности хозяйствующего субъекта, чем налоги, влияющие на уровень расходов. С учетом вышеизложенного можно сгруппировать налоги по степени влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций (см. схема 30). Схема 18. Группировка основных налогов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами по степени их влияния на финансово-хозяйственную деятельность организаций Данная группировка носит предварительный, достаточно условный характер. Окончательные выводы можно сделать только после обобщения результатов практики расчета налогового бремени конкретных хозяйствующих субъектов и его анализа. Следует учитывать, что, когда мы говорим об осуществлении налогового планирования, речь идет не о тактике механического сокращения налогов, а о стратегии эффективного управления организацией и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной (в том числе и по налогам) была вся структура бизнеса. Именно с этих позиций должно строиться правовое регулирование налогового планирования в условиях реформирования налоговой системы. Правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта В настоящее время в России существуют различные альтернативные проекты дальнейшего реформирования системы налогообложения в целом и по отдельным налогам в частности, что должно учитываться налоговыми менеджерами, занимающимися вопросами налогового планирования при разработке вариантов предпринимательских решений. Стимулирование деловой активности и пополнение казны — это два взаимосвязанных направления осуществляемой налоговой реформы. Причем сиюминутное удовлетворение фискальных потребностей бюджета может обернуться в будущем большими потерями как для хозяйствующих субъектов, так и для государства. Обеспечение необходимых темпов роста невозможно без соответствующего стимулирования предпринимательской активности. Этому должно способствовать продуманное создание и эффективное функционирование свободных экономических зон в нашей стране, отсутствие поспешности в отмене льгот и стимулов для инвестиционной деятельности. Развитию деловой активности способствует грамотное использование методов налогового планирования. Только в результате налогового планирования возможно реальное повышение финансовой устойчивости и значимости хозяйствующих субъектов, их развитие и последующее увеличение налоговой базы и пополнение доходов соответствующих бюджетов. Правовое регулирование самого налогового планирования вряд ли возможно и целесообразно на федеральном, региональном или местном уровне, а должно осуществляться на уровне хозяйствующих субъектов, для отдельных случаев —на отраслевом уровне. Процесс налогового планирования можно представить в виде следующих подсистем: Целевая подсистема устанавливает цели и задачи процесса налогового планирования на основе постоянного повышения качества налогового планирования, маркетинговых исследований, формирования конкурентных преимуществ предпринимательских решений в результате применения методов налоговой оптимизации (например, обоснование мнимого характера освобождений по НДС). Обеспечивающая подсистема определяет ресурсы и требования к ним, а также инструменты процесса и порядок его документального контроля. Она предназначена осуществить методическое, информационное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования. Функциональная подсистема регулирует функции процесса и порядок их совершения. В рамках этой подсистемы должны решаться вопросы мотивации процесса налогового планирования, его организации и регулирования, учета и контроля. Управляющая подсистема определяет участников процесса и их функциональные обязанности, а также контрактные, законодательные и другие обязательные требования для налогового планирования. Обратная связь между входом и выходом процесса налогового планирования обеспечивается постоянным мониторингом за его осуществлением и анализом изменения критериев, характеризующих его эффективность. Порядок выполнения любого процесса, в том числе и налогового планирования, соответствует законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон и устраивает организацию, если: 1. четко определены цели процесса, результат и ресурсы; 2. определена необходимость осуществления каждой функции выполняемого процесса — «ее нельзя не делать»; 3. все делается там, где «и должно быть»; 4. все делается тогда, когда это необходимо, «не раньше и не позже»; 5. все делает тот, кто должен, и не стоит поручать это другим людям; 6. все делается рационально, и нет лишних «движений». Именно для решения перечисленных задач целесообразно разрабатывать внутренние правила (стандарты) — принятые организацией нормы, соответствующие законодательным, контрактным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, регламентирующие процесс с целью качественного и своевременного получения результата. Внутренне правило (стандарт) является внутренним нормативным документом, который регламентирует и устанавливает: 1. цели процесса; 2. результат процесса; 3. ресурсы и требования к ним; 4. инструменты процесса и порядок документального контроля процесса; 5. функции процесса и порядок их совершения; 6. участников процесса и их функциональные обязанности; 7. контрактные, законодательные и другие обязательные требования; 8. мониторинг и критерии измерения качества и эффективности процесса. Целью процесса налогового планирования является максимизация чистой прибыли хозяйствующего субъекта (оптимизация налогового бремени) и удовлетворение потребностей собственников организации в размере, сроках и других параметрах налоговых платежей, которые соответствуют их ожиданиям. Результатом процесса налогового планирования является чистая прибыль (налоговая экономия), получаемая хозяйствующим субъектом за соответствующий период. Ресурсы процесса включают методическое, информационное, правовое, организационно-технологическое обеспечение процесса налогового планирования. Здесь же целесообразно учитывать возможные затраты на налоговое консультирование. Инструменты процесса и порядок документального контроля процесса определяются на основе правовых баз данных по налоговой тематике; арбитражной и общегражданской судебной практики; разъяснений налоговых и финансовых органов, специализированных консалтинговых компаний и аудиторов; специальной литературы; обычаев делового оборота. Основными функциями процесса налогового планирования являются: 1. систематический мониторинг нормативно-правовой базы, обычаев делового оборота и комментариев специалистов по налоговой тематике; 2. составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок; 3. разработка вариантов схем налоговых составляющих денежных, документарных и товарно-материальных потоков; 4. оценка риска различных вариантов оптимизации налогового бремени; 5. контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств; 6. составление графика соответствия исполнения финансово-хозяйственных, в том числе налоговых, обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; 7. исследование причин резких отклонений от среднестатистических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации и налоговых последствий проводимых сделок; 8. • оценка эффективности применяемых схем налогового планирования. Участники процесса налогового планирования. Следует отметить, что только грамотное и оптимальное распределение обязанностей по налоговому планированию между его участниками позволит оптимизировать данный процесс. Как говорится, «кадры решают все». Порядок определения участников процесса основывается на предположениях: • выполняя свои функции, участники процесса фиксируют факт их выполнения в соответствующих документах; • регламент документа, раскрывающий его характеристику, порядок создания, использования, хранения и архивации, позволяет определить участников процесса. Под участником процесса понимается структурное подразделение или конкретный специалист. Для определения участников процесса устанавливается регламент каждого из документов, обеспечивающих контроль этого процесса. Путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые составляют, согласовывают, подписывают, утверждают и регистрируют документ, определяются ключевые участники процесса; а путем выборки структурных подразделений (специалистов), которые не участвуют непосредственно в процессе, а представляют информацию для анализа и обобщения, определяются вспомогательные участники процесса. Документами, регламентирующими выполнение процесса налогового планирования, могут быть различные внешние и внутренние документы. Критериями измерения качества и эффективности процесса налогового планирования могут быть показатели снижения налогового бремени, более полная автоматизация процесса налогового планирования, расширение анализируемых Показателей и периодов, за которые производится сравнение и другие показатели. Результатом описания порядка выполнения процесса являются утвержденные принятые к исполнению Внутренние правила (стандарты). Правила регламентируют процесс с целью качественного и своевременного получения результата и в то же время используются наряду с другими документами в качестве вход при организации процессов управления. Правила являются внутренним нормативным документом, и его обращение в системе документооборота организации должно соответствовать порядку, установленному в организации. Необходимо заметить, что при введении в организации Правил может потребоваться внесет определенных изменений и дополнений в существующую систему документ с оборота, так как Правила являются особым видом документа, который ранее мо не применяться в организации. К основным положениям, которые регулируют обращение Правил в организации, относятся следующие: порядок подготовки и оформления документа; поря, док согласования и утверждения документа; регистрация с целью упорядочения обращения Правил в организации; порядок доведения документа до пользователей; порядок тиражирования документа; порядок использования и хранения документа; порядок проверки; порядок изменения; порядок переиздания документа; порядок отмены документа; порядок ликвидации документа устанавливает основание для ликвидации документа; лиц, имеющих полномочия для принятия решения о ликвидации документа; процедуры уничтожения. Правила предназначены для широкого круга сотрудников, в том числе новых, мало знакомых с деятельностью организации как в целом, так и с ее отдельными особенностями. По этой причине Правила должны давать необходимое и достаточное представление о деятельности организации в рамках описываемого процесса. Контрольные вопросы к лекции № 6: 1. Каково воздействие налогов на принятие предпринимательских решений; 2. Каковы исторические аспекты налогового планирования в условиях развития теорий финансового менеджмента; 3. В чем состоит специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов; 4. Каково место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов; 5. Какова правовая регламентация и институциональные аспекты налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта; 6. Каковы подсистемы процесса налогового планирования; 7. Что устанавливают внутренние правила (стандарт); 8. Каковы участники процесса налогового планирования; Каковы основные функции процесса налогового планирования;
|