Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие проблемы
Проблему можно определить как отрицательно ощущаемое состояние, недостаток, дефицит чего-либо. Этот недостаток воспринимается, однако, не всеми в равной степени как проблема. Отдельные лица и группы чувствуют себя по-разному затронутыми одной и той же проблемой и, соответственно, по-разному эту проблему воспринимают. Это вполне закономерно: мы воспринимаем, как правило, только отдельные части или стороны проблемы. В отношении социальных проблем иногда сложно сформулировать – что, собственно, является проблемой, а что – следствием. Для выделения проблемы используем два критерия, каждый из которых является необходимым: 1. наличие потребности – и невозможности ее реализовать в данном состоянии определяет факт противоречия. 2. оценивание противоречия производится на основании последствий для общества – то, что препятствует развитию – оценивается негативно (и наоборот). В этом случае мы можем объективизировать негативный характер противоречия Таким образом становится возможна оценка каждого явления, факта и определение его проблемности в конкретном обществе. Технология «мозгового штурма» НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ Американец Алекс Осборн во время второй мировой войны был капитаном грузового судна. В какой-то момент судно осталось без охраны. Получают радиотелеграмму: будьте внимательны – в вашем районе действует немецкая подводная лодка. А. Осборн представил: вот показывается перископ подлодки, а вот и торпеда, оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешима. И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в этой ситуации? Можно говорить все, что только придет в голову! – а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса – мимо пройдет... Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны А. Осборн вспомнил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализировать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Конечно, «мощным дувом» торпеду не повернешь, как щёки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне. Успех не гарантирован – но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться... Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мирной жизни? В 1953 г. бывший капитан А. Осборн выпускает книгу «Управляемое воображение». С нее-то и началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах. ПРОВЕДЕНИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА Средством для детального описания проблемы может послужить «мозговой штурм» (Brainstorming). Самое главное - точно сформулировать проблему для «мозгового штурма». Точность и корректность формулировки определяют содержание полученного в результате материала, который, в свою очередь, составит основу будущей программы. Перед началом «мозгового штурма» на доску помещается лист ватмана с написанной на нем формулировкой проблемы. Участники сидят полукругом перед доской. Им предлагается описать на карточках содержание проблемы как отсутствие чего-то, что позволило бы эту проблему решить. Причем в процессе работы не допускаются обсуждение и оценивание своих или чужих карточек. Следует напомнить необходимость соблюдения правил работы с карточками (одна карточка - одна мысль; не более трех строк, однозначно сформулировано, печатными буквами). Участники группы записывают на карточках те мысли, которые возникают у них по поводу предложенной проблемы и передают карточки модераторам, а те прикалывают карточки на доску по мере их поступления. Участники могут видеть карточки, предложенные другими участниками; это, с одной стороны, позволяет избегать повторений, а с другой - подталкивает и направляет мыслительный процесс за счет возникновения ассоциаций и углубления в проблему. Из опыта работы можно сказать, что прежде всего предлагаются обычно карточки «Не хватает денег» или «Нет достаточного финансирования». И только в процессе работы выясняется, что проблема не в том, сколько конкретно ресурсов выделяется для ее решения, а в том, как используются эти ресурсы, как определяются приоритеты в решении конкретных задач в рамках проблемы. Таким образом, в процессе «мозгового штурма» обнаруживается прежде всего «первый слой» видения проблемы. Но социальные проблемы можно сравнить с айсбергом: на поверхности обычно находится только незначительная его часть, так и социальные проблемы обычно глубже, чем кажется. Поэтому в ходе «мозгового штурма» его участники закономерно переходят от описания симптомов проблемы как социального явления к раскрытию сущностных моментов. Следовательно, организаторы должны стимулировать участников «мозгового штурма» на заключительном его этапе. Когда участники перестали подавать модераторам написанные карточки, можно предложить всем еще раз прочитать все записи на карточках, уже помещенных на доску. Затем участники рассаживаются на свои места и каждый пишет еще одну карточку.
|