![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории анализа
Понятие категории (гр. kategoria) – 1. наиболее существенные свойства и отношения (время, причинность, количество, …); 2. группа явлений, объединенных общностью каких-либо признаков; 3. используются в задачах систематизации знания и познавательного процесса, где они играют роль обозначений для рубрик. Для определения категорий, доступных для сравнения, необходимо выделить в блоках сравниваемой/анализируемой информации подобные/идентичные конструкции или характеристики. Например, ряд смысловых групп. Значимые-незначимые признаки. Сходные-различные признаки и т.д. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее. Суть анализа заключается в том, чтобы в имеющемся массиве сведений и данных найти ответы на исходные вопросы. Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) — процедура мысленного разделения объекта на составные части. Анализ неразрывно связан с синтезом (греч. synthesis - соединение) - соединение элементов в единое целое. Аналитические процессы являются главными в любой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач — это один из важнейших приемов (методов) получения знаний. Деятельность, мышление, язык: их развитие зависит от умения анализировать, сравнивать и обобщать. Первоначально любое умение легче осваивать с помощью алгоритма (действий, выполняемых в определенной последовательности). В данных методических указаниях анализ также представлен в виде некой схемы, алгоритма анализа. Особое внимание необходимо уделить постановке вопросов. Сделать это можно, например, следующим образом: • Выпишите все вопросы, которые вас интересуют. • Разбейте их на элементарные, чтобы в одном вопросе не содержалось два или более. • Исключите одинаковые вопросы. • Сгруппируйте вопросы по объектам, к которым они относятся. Теперь у нас есть список объектов, относительно которых нам требуются данные. Для каждого из них мы формируем список показателей (параметров), которые нам необходимы, чтобы ответить на поставленный вопрос. У нас появляется представление, какие данные нам нужны. Затем мы решаем, из каких источников и какими методами эти данные можно получить. Осуществив сбор данных, мы для каждого вопроса имеем определенный информационный массив. В общем случае он используется для того, чтобы сделать обобщение или заменить его коротким утверждением, которое представляет собой ответ на вопрос исследования. Его мы и используем при принятии решения. Для этого применяются средства визуализации данных.
|