Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комплексообразование. Свойства комплексных соединений. Гетерогенное равновесие. Окислительно-восстановительное равновесие.
Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32. Цель занятия: после изучения темыстудент должен Знать: ü правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными; ü физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях; ü физико-химические методы анализа в медицине (потенциометрический); ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния. Уметь: ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü производить расчеты по результатам эксперимента. Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие. Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория. Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты. План проведения занятия:
Вопросы для изучения темы: 1. Комплексные соединения. Координационная теория Вернера. Строение комплексных соединений. 2. Классификация и номенклатура. Получение комплексных соединений. 3. Внутрикомплексные соединения и их роль в биологических процессах. Полидентатные лиганды. Строение активного центра биологических комплексов: хлорофилла, гемоглобина, цианкобаламина, каталазы. Токсичность солей тяжелых металлов, взаимодействие их с комплексами биогенных металлов. 4. Антидоты: Унитиол (2, 3-димеркаптопропансульфонат натрия), Трилон А (этилендиаминтетраацетат), Трилон Б (этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевая соль), Британский антилюизит (БАЛ) (2, 3-димеркаптопропанол), Тетацин (этилендиаминтетрауксусной кислоты кальциевая соль), Пеницилламин (2-амино-3-меркапто-3-метилбутановая кислота), Ацизол (Цинка бисвинилимидазола диацетат). 5. Устойчивость комплексных соединений в растворах. Первичная и вторичная диссоциация комплексных соединений. Константа устойчивости и константа нестойкости комплексного иона и их взаимосвязь с устойчивостью комплекса. 6. Комплексонометрическое титрование. Определение жесткости воды комплексонометрическим методом. Динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (ЭДТА) – Трилон Б. Металлиндикаторы – кислотный хромовый черный (эриохром черный Т). 7. Гетерогенные равновесия и процессы. Константа растворимости. Условия образования и растворения осадков. Реакции, лежащие в основе образования неорганического вещества костной ткани гидроксидфосфата кальция. Явление изоморфизма: замещение в гидроксидфосфате кальция гидроксид ионов на ионы фтора, ионов кальция на ионы стронция. Остеотропность металлов. 8. Механизм функционирования кальциевого буфера. 9. Реакции, лежащие в основе образования конкрементов: уратов, оксалатов, карбонатов. Применение хлорида кальция и сульфата магния в качестве антидотов. 10. Классификация и сущность методов осадительного титрования. Аргентометрия. 11. Электронная теория окислительно-восстановительных реакций (ОВР) (Л.В. Писаржевский). 12. Окислительно-восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях. 13. Сопряженные пары окислитель-восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность. 14. Типы окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные, диспропорционирования. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного и ионно-электронного баланса. 15. Механизм возникновения электродного и редокс-потенциалов. Стандартные, реальные, формальные электродные и окислительно-восстановительные потенциалы (редокс-потенциалы). Уравнение Нернста-Петерса. Сравнительная сила окислителей и восстановителей. 16. Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно-восстановительной реакции. Прогнозирование направления протекания ОВ реакций по разности ОВ потенциалов. Влияние лигандного окружения центрального атома на величину редокс-потенциала. Влияние среды и внешних условий на направление окислительно-восстановительных реакций и характер образующихся продуктов. 17. Классификация и сущность методов окислительно-восстановительного титрования. Перманганатометрия, йодометрия. Вопросы для самоконтроля знаний: Дополните фразы: 1. Комплексные соединения – это …….. 2. Комплексные соединения состоят из …… и …….., образующих внутреннюю сферу, и внешней сферы. 3. С позиций теории валентных связей химическая связь между комплексообразователем и лигандом осуществляется …………. 4. Комплексообразователи – атомы или ионы, …… электронных пар. 5. Роль комплексообразователя чаще выполняют …….. и …..…. элементы. 6. Лиганды – это молекулы и ионы – ………электронных пар. 7. Формулы лигандов, имеющих названия: аква – …..; аммин – …..; гидроксо – …..; циано – …….; тиосульфато – …….; нитро –..….; хлоро – …...; тиоцианато –..….. 8. Заряд внутренней сферы определяется как алгебраическая сумма ………. 9. Внешняя сфера комплексного соединения – это …… противоположного знака, нейтрализующие …….. комплексного иона и связанные с ним ………. связью. 10. Катионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет ….…. заряд. 11. Анионными являются комплексные соединения, внутренняя сфера которых имеет ….… заряд. 12. Математическое выражение Кн([Co(NH3)6]3+) имеет вид: ………… 13. Чем меньше константа нестойкости, тем комплекс ……. устойчив. 14. Дентатность – число связей, ………… 15. Комплексообразователем в хлорофилле является ион ….…, в молекуле цианокобаламина – ион ….…., в гемоглобине – ион ….., в цитохромах – ион …..…, в каталазе – ион …..... 16. Лигандом в гемоглобине является ………... 17. Основные физиологические формы гемоглобина: …….. 18. Биологическая роль гемоглобина – транспорт ……… 19. Хелатотерапия – ………. организма при помощи …….. на основе образования устойчивых ……….. соединений с ……………. – токсикантов. 20. Осадок образуется, если в растворе произведение концентраций ионов в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам …….. константы растворимости. 21. В ненасыщенном растворе Ks …. Пс. 22. Необходимое условие растворения осадка: Ks …. Пс. 23. Чем меньше константа растворимости труднорастворимого электролита, тем ……. его растворимость. 24. Если Ks(PbSO4) = 1, 6∙ 10-8; Ks(SrSO4) = 3, 2∙ 10-7; Ks(CaSO4) = 1, 3∙ 10-4, то растворимость меньше у ……. 25. Если Ks(ВаSO4) = 1, 1∙ 10-10; Ks(SrSO4) = 3, 2∙ 10-7; Ks(CaSO4) = 1, 3∙ 10-4, то растворимость больше у …… 26. В насыщенный раствор карбоната серебра внесли кристаллы карбоната кальция. Растворимость Ag2CO3 при этом ……. 27. Растворимость электролитов в последовательности: CaHPO4 → Ca4H(PO4)3 → Ca5(PO4)3OH постепенно понижается, поэтому более устойчивой формой фосфата кальция в организме является ……… 28. В состав зубной эмали входит Ca5(PO4)3F. Использование фторсодержащих зубных паст приводит к …….. Пс, Кs …………. 29. К разрушению зубной ткани, в состав которой входит Ca5(PO4)3OH, будут приводить: ……. рН слюны, ……… концентрации Ca2+ в слюне. 30. Окислитель (Ox) – частица, ……………... 31. Восстановитель (Red) – частица, …………. 32. Восстановление – процесс, в ходе которого окислитель ……….. и переходит в сопряжённую ……… форму. 33. Окисление – процесс, в ходе которого восстановитель ………. и переходит в сопряжённую ……. форму. 34. Степень окисления – ………………...
35. Заполните таблицу:
|