Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация, номенклатура органических соединений. Поли- и гетерофункциональные соединения.
Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27. Цель занятия: после изучения темыстудент должен Знать: ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений. Уметь: ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах; ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов. Форма организации учебного процесса: практическое занятие. Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория. Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература. План проведения занятия:
Вопросы для изучения темы: 1. Полифункциональные соединения. 2. Гетерофункциональные соединения. 3. Поли- и гетерофункциональность, как один из характерных признаков органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности и используемых в качестве лекарственных веществ. 4. Особенности химического поведения поли- и гетерофункциональных соединений: кислотно-основные свойства (амфолиты), циклизация и хелатообразование. 5. Многоатомные спирты. Двухатомные фенолы. Образование хелатных комплексов с участием a-диольных фрагментов. Система гидрохинон-хинон как химическая основа действия убихинона в окислительно-восстановительных процессах. 6. Полиамины. 7. Двухосновные карбоновые кислоты. Реакция дегидрирования янтарной кислоты как пример биологического окисления. 8. Аминоспирты. 9. Гидрокси- и аминокислоты. Реакции элиминирования b-гидрокси- и b-аминокислот. Реакции циклизации g-гидрокси- и g-аминокислот. Лактоны, лактамы, лактим-лактамная таутомерия. Гидролиз лактонов и лактамов. Влияние различных факторов на процесс образования циклов (стерический, энтропийный). Образование внутренней соли (бетаиновой структуры) у аминокислот. 10. Одноосновные, двухосновные, трехосновные (лимонная) гидроксикислоты. 11. Оксокислоты – альдегидо- и кетонокислоты. Реакции декарбоксилирования b-оксокислот и окислительного декарбоксилирования α -оксокислот. Кето-енольная таутомерия. 12. Взаимное влияние функциональных групп.
Вопросы для самоконтроля знаний: Дополните фразы: 1. Полифункциональными называют соединения ………….. 2. Гетерофункциональными называют соединения …………. 3. Окисление в органической химии – это ………………. 4. Восстановление в органической химии – это ……………. 5. Аминоспирты – это ………………….. 6. Оксокислоты – это …………… 7. Окисление в органической химии – это ………………. 8. Восстановление в органической химии – это ……………. 9. Кислоты по Льюису – это ………………… Основания по Льюису – это ……………… 10. Подберите соответствие:
11. Подберите соответствие:
Ситуационные задания: 1. Напишите процесс окисления-восстановления в системе хинон-гидрохинон. В каких биологически активных веществах встречается структура гидрохинона? 2. Приведите формулу пирокатехина. В каких биологически активных веществах встречается структура катехола? 3. Напишите реакции этиленгликоля и инозита с гидроксидом меди (II). 4. Какими кислотно-основными свойствами обладают кадаверин и путресцин? 5. Сравните кислотно-основные свойства пропановой, пропеновой и пропандиовой (малоновой) кислот. 6. Приведите примеры амино-, оксо- и гидроксикислот в зависимости от взаимного расположения характеристических групп (α -, β -, γ -, δ - производные). Для каких из приведенных соединений характерна циклизация с образованием лактонов и лактамов? Запишите формулу пирацетама (амид (1-пирролидон-2-ил) уксусной кислоты), использующегося в медицине в качестве ноотропного средства. 7. Запишите реакцию биосинтеза лимонной кислоты из щавелевоуксусной кислоты и ацетилкофермента А. К какому типу реакций она относится? Какие функциональные группы участвуют в данном процессе? Отметьте биологическую роль биосинтеза лимонной кислоты. 8. Запишите формулы пировиноградной (ПВК) и фосфоенолпировиноградной кислот. Напишите реакцию образования ПВК из фосфоенолпирувата в условиях организма. 9. β -гидроксимасляная, ацетоуксусная кислоты, ацетон. При каких условиях они образуются в организме? Отметьте их химические свойства. 10. Выберите среди приведенных ниже кислот одно-, двух-, трехосновные: молочная (2-гидроксипропановая), винная (2, 3-дигидроксибутандиовая), лимонная (3-гидрокси-3-карбоксипентандиовая), пировиноградная (2-оксопропановая), малоновая (пропандиовая). 11. Напишите уравнение реакции биологического восстановления ацетоуксусной кислоты (2-оксобутановая кислота). Какова роль образующегося продукта? 12. Какие окислительно-восстановительные процессы наблюдаются в системе янтарная (бутандиовая) кислота – фумаровая (транс-бутендиовая) кислота в присутствии ФАД? 13. Обезвреживание бензойной кислоты в организме человека и животных осуществляется взаимодействием с глицином (2-аминоэтановая кислота) с образованием гиппуровой кислоты. Напишите реакцию образования гиппуровой кислоты. 14. Напишите реакцию внутримолекулярной дегидратации γ -аминомасляной кислоты. Назовите продукт реакции, его значение для медицины.
|