Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физикохимия дисперсных систем и растворов ВМС. Контрольная работа №3.
Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31. Цель занятия: после изучения темыстудент должен Знать: ü основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений; ü роль коллоидных поверхностно-активных веществ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме, в процессах жизнедеятельности; ü физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический). Уметь: ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности. Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие. Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория. Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты. План проведения занятия:
Вопросы для изучения темы: 1. Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. 2. Условия и методы получения коллоидных растворов. Особенности коллоидного состояния. Методы очистки коллоидных растворов. Диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Принцип работы искусственной почки. 3. Строение коллоидной частицы. Мицелла, гранула, адсорбционный и диффузный слой. 4. Молекулярно-кинетические, оптические и электрокинетические свойства коллоидно-дисперсных систем. 5. Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. Порог коагуляции. Явление коллоидной защиты и пептизации в медицине. 6. Коллоидные ПАВ. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Липосомы, применение в медицине. 7. Классификация высокомолекулярных соединений. Химическое строение и пространственная форма молекул. 8. Особенности растворения ВМС. Термодинамика, механизм набухания и растворения ВМС. Зависимость степени набухания от различных факторов. 9. Влияние рН среды на набухание для амфотерных полиэлектролитов. Изоэлектрическое состояние макромолекул, изоэлектрическая точка, свойства амфотерных полиэлектролитов в изоэлектрическом состоянии. 10. Методы определения изоэлектрической точки белков. Электрофорез, сущность метода, практическое применение. 11. Вязкость растворов ВМС, уравнение Штаудингера. Вязкость крови и других биологических жидкостей. Вискозиметрия. Коллигативные свойства растворов ВМС. Уравнение Галлера. 12. Мембранное равновесие Доннана. Онкотическое давление плазмы и сыворотки крови. 13. Устойчивость растворов биополимеров. Застудневание, высаливание, коацервация растворов ВМС.
Вопросы для самоконтроля знаний: 1. Подберите соответствие между названием дисперсной системы и кратким обозначением:
2. Назовите методы очистки коллоидных растворов от примесей: А – растворенных низкомолекулярных частиц; Б – грубодисперсных частиц. 3. Какой процесс изображен на рисунке? Приведите примеры использования процесса в медицине. 4. Какой световой эффект изображен на фотографии? Чем он обусловлен? 5. Назовите фрагменты строения мицеллы, выделенные красным цветом: {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. {mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- ……………………............................................. 6. Какова зависимость порога коагуляции от заряда коагулирующего иона? 7. Подберите соответствие:
8. Какие ионы электролитов гексацианофферата (II) калия или сульфата натрия являются коагулирующими для гидрозоля железа (III)? 9. Особенности растворения ВМС? Какой процесс называют набуханием? 10. Какие факторы и как влияют на набухание ВМС? 11. Как определяют степень набухания? Назовите основные этапы эксперимента. 12. Что называют изоэлектрической точкой белка? 13. Приведите схематическую формулу макромолекулы белка находящегося в изоэлектрическом состоянии. 14. Какие свойства белка резко меняются в изоэлектрическом состоянии? 15. Вставьте недостающие выражения: «Коллоидная защита – предохранение коллоидных растворов от …………. и, следовательно, повышение их …………….. добавлением небольших количеств высокомолекулярных веществ (белков, крахмала, агар-агара и др.), так называемых …………………..». 16. Какие процессы, характерные для белков, изображены на рисунке?
17. Перечислите факторы, вызывающие денатурацию белков. 18. Что изображено на рисунке? Биологическая роль, практическое применение в биологии и медицине.
19. Результат, какого процесса исследования плазмы крови изображен на картинке?
Ситуационные задачи: 1. Напишите строение мицеллы сульфида меди, йодида серебра и карбоната кальция, если при электрофорезе они движутся к катоду. Определите заряд гранулы. 2. Расположите в ряд электролиты по увеличению порога коагуляции: фосфат натрия, тиоцианат калия, йодид цезия, сульфат натрия, хлорид натрия. 3. Изоэлектрическая точка миозина мышц равна 5. При каких значениях рН: 2; 4; 5 или 7 набухание будет наименьшим? С чем это связано? 4. При рН = 6 инсулин остается на старте при электрофорезе. К какому электроду инсулин будет перемещаться в растворе хлороводородной кислоты с концентрацией 0, 1 моль/л? 5. К какому электроду будут передвигаться частицы белка (рI = 4, 0) при электрофорезе в ацетатном буферном растворе, приготовленном из 100 мл раствора ацетата натрия с концентрацией 0, 1 моль/л и 25 мл раствора уксусной кислоты с концентрацией 0, 2 моль/л? 6. Будет ли происходить набухание желатина (рI = 4, 7) в ацетатном буфере с равным содержанием компонентов при температуре 00C? Как можно интенсифицировать процесс набухания желатина? 7. Рассчитайте онкотическое давление раствора белка (относительная молекулярная масса 10000) с массовой долей 10% при температуре физиологической нормы.
|