Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гетероциклические соединения. Биологически активные высокомолекулярные вещества.
Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-27; ПК-31; ПК-32. Цель занятия: после изучения темыстудент должен Знать: ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений. Уметь: ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах; ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов. Форма организации учебного процесса: практическое занятие. Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория. Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература. План проведения занятия:
Вопросы для изучения темы: 1. Биологически важные гетероциклические соединения. 2. Признаки ароматичности, устойчивость бензола, тиофена, пиррола, фурана, энергия делокализации. 3. Структура порфина. Устойчивость гема. 4. Прототропная таутомерия. 5. Кето-енольная и лактим-лактамная таутомерия в гидроксиазотосодержащих гетероциклических соединениях. Лактам-лактимная таутомерия на примере урацила, цитозина, тимина, характер таутомерных превращений у пурина, гипоксантина, ксантина. 6. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Классификация. 7. Углеводы. Гомополисахариды. Гетерополисахариды. Классификация. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.) 8. Классификация простых и сложных липидов. 9. Нуклеиновые кислоты, их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов. 10. Полимеры. Понятие о полимерах медицинского (стоматологического) назначения. Вопросы для самоконтроля знаний: ü Дайте определение понятиям: протеины, протеиды, аминокислотный состав пептидов и белков, первичная структура пептидов и белков, энкефалины, пептидные токсины, вторичная структура белков, регулярная и нерегулярная структуры, α -спираль, β -складчатая структура, β -петля, третичная, четвертичная структура белков, денатурация, ренатурация, олигосахариды, дисахариды, восстанавливающие дисахариды, невосстанавливающие дисахариды, полисахариды, гомополисахариды, гетерополисахариды, гликаны, декстрины, протеогликаны, пептидогликаны, гликопротеины, липиды, воски, триацилглицерины, жиры и масла, йодное число, церамиды, фосфолипиды, фосфатиды, плазмалогены, сфинголипиды, гликолипиды, сфингомиелины, цереброзиды, ганглиозиды, смешанные биополимеры, нуклеиновые основания, нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты, первичная и вторичная структура нуклеиновых кислот, комплементарность, мутации. ü Подберите соответствие между формулой и классом липида:
Ситуационные задачи: 1. Докажите ароматичность тиофена. 2. Одной из реакций обезвреживания аммиака в тканях является ферментативный синтез аспарагина из аспарагиновой кислоты. Напишите уравнение реакции. 3. Приведите формулы гетероциклов: пиррол, имидазол, пиридин, хинолин. Укажите, какие из гетероатомов выполняют роль электронодоноров, какие – электроноакцепторов? Сравните основность в ряду указанных соединений. 4. Сравните между собой электронное строение пиридина, никотиновой кислоты и 3-гидроксипиридина. В каком из соединений замещение в бензольном ядре происходит легче? 5. Отразите структуру пиримидиновых оснований – урацила, тимина, цитозина. В лактимной или лактамной форме они существуют в физиологических условиях? 6. Отразите процесс декарбоксилирования триптофана до триптамина и серотонина. Биологическая роль образования этих соединений. 7. Отобразите формулы азотистых оснований пуринового ряда, входящие в состав нуклеотидов. Покажите схему комплементарности между аденином и тимином. 8. Запишите формулы пиридоксаля, пиридоксальфосфата (активная форма витамина В6), приведите уравнение реакции аминокислот с пиридоксальфосфатом. Какова биологическая роль данных реакций?
|