Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологически активные высокомолекулярные вещества. Контрольная работа № 2.
Значение темы: Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31. Цель занятия: после изучения темыстудент должен Знать: ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности; ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений. Уметь: ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ; ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах; ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов. Форма организации учебного процесса: практическое занятие. Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория. Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература. План проведения занятия:
Вопросы для изучения темы: 1. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Качественные реакции на аминокислоты и белки. 2. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов. 3. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Структура, свойства, биологическая роль. 4. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω 3, ω 6, ω 9. 5. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль. 6. Строение транспортных форм липидов. 7. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов. Вопросы для самоконтроля знаний: 1. Подберите соответствие между формулой и названием соединения:
2. Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и эмпирической формулой:
ü Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и кратким обозначением:
Ситуационные задачи: 1. Напишите уравнение получения дипептида: метионил-глицин (мет-гли). 2. Глутатион представляет собой трипептид γ -глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона. 3. Приведите химизм взаимодействия α -аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов? 4. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам. 5. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β -D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом. 6. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме? 7. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β -1, 4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль? 8. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль. 9. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений. 10. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль? 11. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»? 12. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты. 13. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме? 14. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфатов (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов. 15. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения. Примерные вопросы тестовых заданий к контрольной работе № 2:
|