Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Численные методы. Выполнение лабораторного практикума по изучению численных методов предусматривается учебными планами следующих дисциплин: «информатика и программирование»Стр 1 из 5Следующая ⇒
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выполнение лабораторного практикума по изучению численных методов предусматривается учебными планами следующих дисциплин: «Информатика и программирование», «Численные методы», «Моделирование систем». Лабораторные работы выполняются с целью приобретения практических навыков и закрепления теоретических знаний по указанным дисциплинам. Лабораторные работы выполняются на ЭВМ с использованием языка программирования С. Для выполнения работ, учебная группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек. При подготовке к выполнению каждой работы студент должен: · изучить соответствующие разделы литературы, указанной в учебном плане; · ознакомиться с описанием лабораторной работы; · подготовить таблицы для записи результатов. Проверка подготовки к выполнению очередной лабораторной работы осуществляется преподавателем при личном опросе. Если студент не знает содержания и методики проведения предстоящей лабораторной работы, то он не допускается к ее выполнению. При выполнении лабораторной работы студент заполняет таблицы экспериментальных данных, производит необходимые расчеты, строит графики и подготавливает отчет о работе. Отчет выполняется по каждой работе отдельно. Студент защищает отчет после выполнения работы.
Лабораторная работа №1
ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ Цель работы: Приобретение навыков решения уравнений численными методами.
Задача решения уравнения чаще всего встречаются при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в инженерной практике. Отыскать точное значение корня уравнения можно лишь в некоторых частных случаях. Кроме того, точное значение корня часто все равно приходится заменить приближенным (например, при решении уравнения ). Поэтому при решении уравнения широко используются методы позволяющие получать приближенное решение с любой заданной степенью точности. Пусть задано уравнение , где функция определена и непрерывна на некотором отрезке и имеет на нем непрерывную первую и вторую производные и . Корни заданного уравнения являются нулями функции и геометрически представленную собой точки пересечения графика функции с осью (рис. 1).
Решение задачи отыскания действительных корней заданного уравнения состоит из двух этапов: а) Отделение (изоляция) корня, т.е. отыскание отрезка принадлежащего области определения функции , на котором имеется один и только один корень уравнения . в) Вычисление или уточнение корня с заданной точностью. Отделение корня уравнения основано на двух очевидных фактах: 1)На концах отрезка функция имеет разные знаки, т.е. < 0. Очевидно, что при этом внутри отрезка имеется, по крайней мере, один корень уравнения . Однако это условие не гарантирует существования единственного корня. Например, на рис.1 > 0, < 0 т.е. < 0, а внутри имеется три корня. 2) На отрезке функция монотонна, т.е. ее производная не меняет знака на . Графически это обозначает, что либо возрастающая, либо убывающая. Отделение корня можно производить аналитически или графически. Графически корни уравнения можно отделить, построив график функции и приблизительно определив точки его пересечения с осью . Аналитический метод отделения корня состоит в том, что вначале определяются интервалы монотонности функции , т.е. интервалы в которых (путем решения уравнения ), а затем вычисляют значения на концах этих интервалов и определяют интервал, на концах которого значение имеют разные знаки. В результате может получить так, что искомого интервала не найдется. Это означает, что либо уравнение не имеет корня, либо корни являются границами интервалов монотонности, т.е. точками, в которых (кратные корни). Собственно говоря, любую точку с интервала, отделяющего корень , можно считать приблизительным значением корня поскольку ясно, что разность между истинным значением корня и его приближенным значением ограничена величиной отрезка , т.е. < . Если требуется более точное определение корня, то необходимо изменить границы интервала таким образом, чтобы новый интервал был меньше исходного и удовлетворял приведенным выше условиям существование корня. Для получения такого нового интервала используются различные методы последовательных приближений, позволяющие за несколько этапов сжатия исходного отрезка (итераций) получить интервал, длиной которого можно пренебречь. М е т о д х о р д. Идея метода состоит в том, что на отрезке строится хорда , стягивающая концы дуги графика функции , и в качестве приближенного значения корня выбирается число , являющееся абсциссой точки пересечения хорды с осью (рис. 2). Для определения числа составим уравнение хорды, как прямой, проходящей через две точки ,
Y
B
a c b X A
Рис.2
Положив , получим
После преобразований имеем две формулы
, .
Число принимаем за первое приближение к искомому корню и обозначим , . Очевидно, что если не имеет знак на , точка будет находится со стороны вогнутости кривой и разделит на два отрезка и в одном из которых находится искомый корень. Новый отрезок, отделяющий корень, можно определить, сравнивая знаки , , . Из анализа рис. 3, на котором представлены все возможные
Y Y A B
a x1 b b X a x1 B X A a) б) Y Y B A
a x1 b a X x1 b X B A
в) г)
варианты поведения функции , видно, что, если > 0 (рис. 3а, в), отрезком, отделяющим корень будет , в противном случае, т.е. при < 0 (рис. 3б, г), отрезком, отделяющим корень, будет . Повторяя такую же процедуру на новом отрезке, определим число , при > 0; , при < 0. Затем аналогично находим , и т.д. по итерационной формуле , при > 0; , при > 0. Процесс прекращаем тогда, когда оценка полученного приближения удовлетворяет заданной точности. Для упрощения вычисления обычно задают некоторые, достаточно малое число, и прекращаю вычисления, когда разность между двумя последними приближениями уменьшается меньше т.е. . Число принимают за приближенное значение корня уравнения . М е т о д к а с а т е л ь н ы х (Ньютона). Суть метода состоит в том, что в одном из концов дуги графика функции проводится касательная к этой дуге и в качестве приближенного значения выбирается число являющееся абсциссой точки пересечения этой касательной с осью (рис. 4).
B Y
0 c b X
A
Рис. 4.
Как известно, уравнение касательной к кривой в точке имеет вид . Следовательно, уравнения касательных в точках и имеют вид , . Положив и определим абсциссу точки пересечения касательной с осью или . Точка будет первым приближением к корню, поэтому обозначим ее . Очевидно, что точка будет находиться со стороны выпуклости кривой . Точка разделит отрезок на два отрезка и один из которых содержит корень. Если , это будет отрезок , т.е. касательная проводится к точке , а при получим отрезок , т.е. касательная проводится к точке . Определив новый отрезок, повторим процедуру, причем касательную проведем в точке и получаем новую точку . Далее находим второе, третье и последующие приближения по итерационной формуле . Процесс прекращается тогда, когда разность между двумя последними приближениями будет меньше заданного числа , т.е. . М е т о д с е к у щ и х. В методе касательных для нахождения каждого нового приближения корня необходимо вычислять не только значения функции , но и ее производную , что не всегда возможно, поскольку функция не обязательно должна быть задана в виде аналитического выражения. Например, может быть получена в результате решения какого-то дифференциального уравнения, или системы уравнений. Для преодоления этого препятствия можно заменить значения производной в методе касательных отношением конечных разностей в окрестности рассматриваемой точки, т.е. использовать приближенное равенство , где h – некоторая малая величина. Геометрически это означает, что через рассматриваемую точку будет проводиться не касательная, а секущая (рис. 5). Y
B
0 x* x x+h X A
Рис. 5.
Поэтому данный метод называется методом секущих. Итерационная формула будет аналогична методу касательных . При использовании этого метода следует уменьшать величину по мере приближения к корню. М е т о д п р о с т ы х и т е р а ц и й. Рассмотрим уравнение . Это уравнение может быть получено из уравнения путем прибавления к обоим членам и заменой , т.е. корень уравнения совпадает с корнем уравнения . Пусть - отрезок, отделяющий корень , т.е. .Выберем произвольную точку и вычислим значение в этой точке . По найденному значению построим вторую точку и т.д. по формуле . Если полученная таким образом последовательность сходится, то она сходится к корню , т.е. и за конечное число итераций можно получить приближенное значение корня с заданной точностью , т.е. . Однако описанный итерационный процесс не всегда сходится. Рассмотрим геометрический смысл процесса и его сходимость. Корень уравнения , это точка пересечения прямой и графика функции (рис. 6). Абсцисса получена пересечением прямых и . Абсцисса получается пересечением прямых и и т.д. Y Y
0 x1 x2 x0 X 0 x1 x0 x2 X
а) б)
Рис. 6
На рис. 6а видно, что последовательность сходится к , а на рис. 6б – расходится. Сходимость процесса зависит от угла наклона линии , т.е. от значения . Если , , то процесс сходится, при , процесс расходится и при , процесс может как сходиться, так и расходиться.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Ознакомиться с методами приближенного вычисления корней уравнений. 2. В соответствии с вариантом разработать программу на языке С. 3. С помощью дополнительных программ отделить наименьший по модулю корень заданного уравнения. Вариант задания выбрать из табл. 1. 4. Вычислить с помощью программы значение отдельного корня четырьмя различными методами. При использовании метода простых итераций найти решение при разных начальных приближениях. Результаты вычислений занести в табл.2. Таблица 1
Таблица 2
ОТЧЕТ О РАБОТЕ Отчет должен содержать: 1. График исследуемой функции с интервалами отделения корней. 2. Таблицы пошаговых расчета корня уравнения. 3. Обоснованное заключение о преимуществах и недостатках использования исследованных методов решения применительно к заданному уравнению.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как и зачем выполняется отделение корня? 2. Каково условие сходимости метода хорд? 3. Чем отличаются итерационные методы хорд и секущих? 4. Какие методы предпочтительнее воспользоваться для решения уравнений , ? 5. В чем заключается условие сходимости метода простых итераций? 6. В чем отличие методов касательной и секущей, и что у них общего? ЛИТЕРАТУРА [1, c. 451-473]; [3, c. 112-157]; [5, c. 170-210]; [6, c. 86-116].
|